Вооружены и опасны



Отношение общества к правоохранительным органам крайне критическое. 33% россиян считают, что нарушения закона сотрудниками милиции – это постоянная практика, при этом 40% граждан не одобряют действия милиционеров. Кто виноват и что делать, чтобы изменить ситуацию – вопросы, которыми сегодня задаются и первые лица государства, и простые россияне.

Пародокс заключается в том, что российские правоохранительные органы замыкают лидирующую тройку по уровню доверия. Это значит, что, в первую очередь россияне доверяют нашей армии, затем СМИ, и, наконец, правоохранительной системе. Таковы данные опроса ВЦИОМ, проведенного в 42 регионах  России среди 1600 человек.

Вооружены и опасныВ то же время, согласно данным, озвученным на пресс-конференции в РИА Новости директором по коммуникациям ВЦИОМ Ольгой Каменчук, милиция самая коррумпированная структура. «33% россиян среди коррупционеров ставят на первое место сотрудников ГАИ, – отметила Ольга Каменчук. – 28% власть на местах, и 26% сотрудников милиции».

Отношение общества к милиции, действительно, оставляет желать лучшего. По данным МВД РФ в 2008 году число зарегистрированных преступлений составило 3 млн. 210 тысяч, из которых около 900 тысяч – тяжкие. В Министерстве регионального развития провели опрос, который показал, что каждый седьмой гражданин России лично подвергался преступному нападению.

В условиях экономического кризиса одна из главных тенденций – возросший уровень тревожности и беспокойства россиян за личную безопасность. 50% граждан считают, что за последние полгода уровень преступности вырос, а 40% уверены, что до конца года он продолжит расти. Наиболее пессимистичные настроения в Москве и Санкт-Петербурге.

«Когда происходит коллапс экономического свойства, преступники тянутся в города, где есть чем поживиться, – согласна с социологами лидер правозащитного движения "Сопротивление", член Общественной палаты РФ Ольга Костина .- Только за январь 2009 года по данным прокуратуры Москвы, прирост тяжких преступлений в Москве составил 26%. Проблема доверия органам правопорядка заключается в том, что 62% граждан просто никуда не заявляют, потому что боятся мести преступников, потому что их «посылает» правоохранительная система, потому что положение потерпевшего в нашей стране унизительно».

Вооружены и опасныПо мнению Ольги Костиной, недоверие граждан милиции имеет, как объективный, так и субъективный характер. Наследием советского строя стала национальная особенность: «Не звони!», «Не сообщай!», «Не будь стукачом!». В результате каждый из добропорядочных граждан «сидит в своей норе», откуда наблюдает за тем, как расправляются с его соседом.

Объективно более тесному сотрудничеству правоохранительных органов и общества мешает социально-идеологический перекос. «У нашей милиции нет правоохранительных задач! – считает Ольга Костина. –  Она обслуживает не граждан, а преступников, которые нарушают закон и государство, которое это требует. Восстановление прав потерпевшего в задачу милиции не заложено. Это является причиной социально-идеологический перекоса правовой системы в России, который остается, пожалуй, только в нашей стране, поскольку через идеологическую реформу уже прошли Чехия, Болгария и даже Азербайджан, который недавно присоединился к Конвенции по правам жертв преступлений».

И, действительно, героизм сотрудников милиции, проявленный при задержании преступников, считают постоянной практикой только 14% россиян. Это говорит о том, что самоотверженность милиционеров ни в коей мере не затрагивает потерпевших. Интересы жертвы остаются на втором плане.

Что же необходимо делать, чтобы изменить не только мнения россиян о милиции, но и качество работы стражей порядка? 56% россиян уверены в необходимости более строгого отбора кадров. Препятствуют этому низкий уровень оплаты труда милиционера при высокой загруженности. 23% граждан считают, что самое главное – это усиление реального общественного контроля за деятельностью милиции. Среди других мер: реформа всей системы МВД, ужесточение ответственности сотрудников милиции за правонарушения, повышение дисциплины и профессионализма.

Ольга Костина уверена, что выборочные меры роли не сыграют. «Милиция, за исключением специальных подразделений, должна быть сервисной службой, – подчеркнула член Общественной палаты РФ. –  Отчитываться необходимо не тем, сколько поймано преступников, а тем, сколько обслужили заявителей и скольким потерпевшим помогли восстановить свои права. Наше государство до сих пор в качестве компенсации морального вреда предлагает только степень судебной расправы над преступником. Пока эта ситуация не изменится, не изменится ничего».

Настроения российского общества и реальное положение дел с противодействием преступности в России серьезным образом беспокоят Президента РФ Дмитрия Медведева. Незамеченным СМИ осталось чрезвычайно важное событие. 8 мая состоялось оперативное совещание постоянных членов Совета Безопасности российской Федерации под руководством Дмитрия Медведева, на котором рассматривались вопросы эффективности защиты прав граждан, пострадавших от преступных посягательств. Итогом встречи стало решение о принятии комплекса дополнительных правовых и организационных мер. «Очень важно, что документ, имеющий жесткие сроки, расписан практически для всех правительственных инстанции, – отметила Ольга Костина. – Президент требует разработать четкие меры по реформе правосудия и соблюдению прав граждан, пострадавших от преступлений. Я думаю, это прямое руководство к действию, послужит принципиальному исправлению того перекоса, который сегодня оставляет за линией правовой и материальной помощи потерпевшего и свидетеля, и, как показывают социологические исследования, вызывает недоверие граждан к правоохранительным органам».