Временно задержанным окажут медпомощь гражданские врачи



alttext



Медицинскую помощь людям, оказавшимся в так называемых спецучреждениях, должны оказывать гражданские врачи, не состоящие на службе в МВД. Такой законопроект, предлагающий с 1 января следующего года перейти на обслуживание временно задержанных исключительно муниципальными медработниками, разработан в МВД и размещен на правовом портале для общественной экспертизы.

Спецучреждения – это изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, специальные приемники для людей, арестованных в административном порядке. Авторы документа считают, что эти учреждения недостаточно укомплектованы медицинским персоналом.

Кроме того, в СИЗО и спецприемниках нет условий для оказания людям медицинской помощи – помещений, оборудования. В общем, говоря юридическим языком, материально-техническая база не соответствует существующим лицензионным требованиям.

Принятие такого закона, по мнению МВД, более полно обеспечит реализацию прав людей, содержащихся в спецучреждениях, на медицинское обеспечение. При этом будет обеспечена независимость от ведомственных интересов экспертизы, в том числе по проведению медицинских осмотров и освидетельствованию на наличие телесных повреждений у задержанных. А полиция с радостью избавится от выполнения несвойственных, избыточных и дублирующих функций, снизит нагрузки на свой персонал.

Разработчики законопроекта ссылаются и на международные обязательства России. Например, на рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток от 15 июля 2011 года, 3 декабря 2012 года и 8 ноября 2013 года серьезно рассмотреть возможность перевода всего медицинского персонала, работающего в спецучреждениях, в ведение структуры, не входящей в МВД России. Там посчитали, что такая мера станет лучшей гарантией полной независимости медицинского персонала в отношении своих служебных обязанностей. Еще есть и пункт 42 Стамбульского протокола, представленного Верховным комиссаром по правам человека ООН 9 августа 1999 года, который предусматривает “право лица, лишенного свободы, получить доступ к врачу, в том числе, если оно пожелает, к врачу, которого лицо, лишенное свободы, выберет самостоятельно”.

Сейчас за медицинской помощью “гости” изолятора могут обращаться к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса их обитателей. В случае ухудшения состояния здоровья – к любому сотруднику ИВС, который обязан незамедлительно доложить дежурному или своему начальнику.

В действующей инструкции сказано, что при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС. Если врача нет – обычными, гражданскими медиками. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются и сообщаются “сидельцу”.

По просьбе задержанных либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника ИВС или сотрудника, в производстве которого находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого либо его адвоката медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.

Кстати, в МВД России считают, что следует решать и вопрос с медвытрезвителями. Раньше в этих учреждениях оказывали помощь людям, задержанным в состоянии средней и тяжелой степени алкогольного опьянения. Теперь, когда вытрезвителей не стало, подобранных на улице пьяниц везут в дежурные части, а это нарушение.

Вообще же, тема так называемых “обезьянников”, с которыми может в одночасье познакомиться любой гражданин России, не нова. Наиболее остро эта проблема встала после трагического происшествия в казанском отделе полиции “Дальний”, где сотрудники запытали насмерть задержанного.

Известно, что примерно 70 процентов этих учреждений не соответствуют установленным требованиям законодательства. Почти полторы сотни ИВС ОВД располагаются в полуподвальных и подвальных помещениях. Основная проблема – тяжелые условия содержания задержанных. В основном это – теснота помещений, когда не соблюдается норма в 4 квадратных метра на человека. Бывает и так, что арестантов не обеспечивают ежедневным бесплатным горячим трехразовым питанием, отсутствуют в камерах краны с водопроводной водой, нет прогулочных дворов, а санузлы ничем не отгорожены от основного помещения. И о какой медпомощи здесь можно вести речь?

Михаил Фалалеев, Российская газета