Выносят сор из избы



На минувшей неделе в подмосковном поселке Малаховка спор о границе двух дачных участков чуть не закончился перестрелкой. Дело в том, что 52-летний мужчина выиграл суд у своего брата и соседа по даче, который захватил часть дороги, разделяющей их территории. Когда судебные приставы пришли, чтобы вернуть участок в прежние границы, хозяин встретил их с ружьем. Эксперты отмечают: россияне гораздо чаще стали решать мелкие житейские конфликты при помощи правосудия. В том, что люди отстаивают свои права, не было бы ничего плохого, если бы только суды не оказывались заваленными пустячными исками, которые стопорят судопроизводство. А серьезные процессы из-за этого часто затягиваются на годы.

Два метра дороги между участками не поделили двое братьев-соседей по подмосковной Малаховке. «Старший брат потихоньку расширял свой участок, пока не отхватил два метра этой дороги, – рассказали «НИ» в пресс-службе Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Московской области. – Младший же разозлился на него и обратился в суд, который постановил вернуть участок в прежние границы. Когда приставы Люберецкого районного отдела прибыли на участок, должник встретил их с охотничьим ружьем. Исполнители судебного решения разоружили и задержали нарушителя. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела».

Пресс-секретарь Верховного суда РФ Павел Одинцов рассказал «НИ», что количество гражданских дел в российских судах с каждым годом возрастает. «С 1991 года их число увеличилось в пять раз, – пояснил он. – Поэтому усилилась и нагрузка на суды, особенно районные и областные». Эксперты отмечают, что львиную долю этих споров составляют мелкие дела, которые при желании можно было бы решить в досудебном порядке. Из-за перегруженности Фемиды рассмотрение исков нередко тянется годами. «С появлением мировых судей суды общей юрисдикции значительно разгрузились, но ненадолго, – объяснил «НИ» адвокат, президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Теперь исками завалены и те и другие. А судьям приходится рассматривать дела о парковке автомобилей на «чужом» месте или о мусорном контейнере под чьим-нибудь окном». «От ничтожных дел никуда не деться, – сетует в интервью «НИ» бывший судья Дорогомиловского районного суда столицы Александр Меликов. – Они есть и в гражданских, и в уголовных процессах. Сотрудники правоохранительных органов, к примеру, возбуждают дела по ничтожным поводам для того, чтобы их можно было легко расследовать, выполнив тем самым план по раскрываемости преступлений и улучшив отчетность».

Эксперты уверены, что россияне тратят деньги и нервы на судебные разбирательства, потому что им больше некуда обратиться. Большинство наших сограждан перед тем, как идти в суд, пытаются жаловаться на обидчиков в различные инспекции, но безуспешно. «У нас более 700 исполнительных документов, связанных с бездействием работников ЖКХ, – заявил в интервью «НИ» сотрудник УФССП по Московской области, не пожелавший называть своего имени. – Люди жалуются, что заставить коммунальщиков заменить старые трубы в доме можно только через суд. К правосудию часто взывают и с требованиями благоустроить детскую площадку рядом с домом. Дачники же пытаются таким способом решить спорные вопросы, касающиеся границ своих участков». «Нам не хватает институтов досудебного рассмотрения, – считает Станислав Маркелов. – Нужно, чтобы этими вопросами более эффективно занимались местные органы власти и общественные организации вроде садовых товариществ».

Пока же единственной возможностью добиться справедливости остается суд. Правда, ждать торжества закона нередко приходится не меньше года. Специалисты убеждены, что в длительности судебных процессов повинны не только сами россияне, многие из которых, похоже, научились отстаивать свои права. «Механизм судопроизводства в России работает далеко не идеально, – полагает Станислав Маркелов. – Недавно мы провели эксперимент: подали два идентичных гражданских иска в разные суды и получили ровно противоположные решения! Пока у нас не введено понятие прецедента, судья, руководствуясь своим внутренним убеждением, всякий раз вновь изобретает велосипед, тратя массу времени на решение по делу, аналог которого уже известен в судебной практике». 

МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ, "Новые Известия"