- 24.10.2012
Я ухожу от вас
Тревогу по поводу серьезного увеличения суицидов среди детей и подростков забил Следственный комитет РФ. По информации ведомства в 2010 году в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м – 896, в первом полугодии 2012-го – уже 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу.
Беспокойство СКР объяснимо, именно его сотрудникам приходится разбираться со смертью каждого ребенка. Но Следственный комитет, как ни мрачно это звучит, – самая последняя инстанция. А до нее есть добрый десяток министерств и ведомств, чьи сотрудники по закону должны удержать маленького самоубийцу. Это на бумаге. А в жизни чаще всего подростка некому удержать от рокового шага.
Последняя трагедия произошла на прошлой неделе в селе Селец Брянской области. Там во дворе своего дома повесилась 16-летняя девушка. Мать пыталась вытащить ее из петли, но не успела. Девушка училась в 9-м классе местной школы. Уголовным делом занимается Следственное управление СК РФ по Брянской области.
Статистика показывает, что у детских смертей есть и "свои" способы ухода из жизни. Как ни странно, но самый распространенный из них – повешение. Следом идут падение с высоты, отравление лекарствами, использование оружия или колюще-режущих предметов.
По всем фактам детского суицида обязательно проводятся проверки. Если есть намек, что ребенка подтолкнули к последнему шагу, возбуждаются уголовные дела по статье 110 УК РФ – доведение до самоубийства. А вот потом происходит нечто непонятное. Редкое подобное уголовное дело доходит до суда. А если и доходит, то почти никогда не заканчивается реальным сроком. Виноватых, выходит, нет.
– Проведенный анализ показал, что значительная часть детей, совершивших самоубийство, уже нуждалась не только в помощи социального педагога либо психотерапевта, но и во вмешательстве в их жизнь полицейских органов профилактики преступлений несовершеннолетних, – сказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
Смертельные случаи в Удмуртии, Тверской, Тюменской, Мурманской, Московской областях привели следователей в Интернет. Там в соцсети есть группа "Хочу умереть и ищу друга- самоубийцу". Так, в городе Железнодорожном родители школьницы увидели, куда заходит дочь, и отец отключил Сеть. Девочка после этого вскрыла себе вены и погибла.
Формально профилактикой детских смертей занимаются все, кому положено. В министерстве образования за эти годы подготовили два письма, обязывающие разработать систему профилактики ребячьих суицидов. На деле системы, с помощью которой можно находить детей с такими проблемами и им помогать, нет.
В Тульской области в поселке Каменский школьница свела счеты с жизнью. Возбудили уголовное дело. Оказалось, что ребенку было очень плохо – мать пьет и меняет сожителей. Девочка часто жила у одноклассниц. В школе об этом знали. Но ничего не сделали.
Министерство образования Чувашии сообщает, что в психологической помощи год от года нуждаются все больше детей. В прошлом году таких было почти 18 тысяч. Но на этом фоне число школьных психологов тоже год от года уменьшается. Сегодня на всю республику их 136 человек. Кстати, на сайте Уполномоченного по правам ребенка есть интересная цифра – в России 69,5 процента школ не имеют психолога.
Да, есть специализированные центры психолого-педагогической помощи населению и центры экстренной помощи населению. Но первых – 17 на всю страну, а вторых – 6. В минздраве этой проблемой тоже занимаются. Есть телефоны доверия, кабинеты психологической помощи. Но там остро стоит проблема кадров. В Волгограде 15-летняя девушка бросилась с крыши многоэтажки и погибла. Проверка следователя показала – мать приводила ее к психологу. Но помощи тот не оказал.
За детскую смерть отвечает и полиция. Есть специальный приказ министра внутренних дел (N 900 от 16.09.2002 года). Там сказано, как должен работать участковый. Он обязан знать проблемных взрослых на своем участке и следить за их отношением к детям. Стоит ли говорить, что приказ "живет" больше на бумаге. А участковому в случае детской смерти максимум грозит "обсуждение с личным составом".
На фоне страшных цифр инициативу стали брать отдельные регионы. В Красноярском, Приморском краях, Коми, Якутии, Воронежской области местные власти создают специальные группы по профилактике подростковых суицидов, отслеживают обстановку и спрашивают с учителей, родителей и врачей.
Указом президента страны месяц назад был создан координационный центр при главе государства по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Там немало внимания уделено профилактике детских суицидов. Остается надеяться, что чиновники на местах не просто прочтут указ, но и будут его выполнять.
Между тем
Еще одна проблема: рост насилия в семьях, дети все чаще становятся жертвами преступлений, причем душегубами выступают самые близкие люди. Шокирующую тенденцию выявил при анализе судебной практики Ставропольский краевой суд.
Наталья Козлова, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5918