Янка Сипосова: «Европе нужен свежий российский взгляд»



Глава общественной организации Словакии «Victim Support Slovakia» Янка Сипосова выступила на форуме «Гражданское общество и правоохранительные структуры – в защиту прав жертв преступлений», на котором рассказала о деятельности своей организации и о сотрудничестве с правозащитным движением «Сопротивление».

– Вы впервые в России?

– Нет. Это мой третий визит в Россию. Правда до этого я 2 раз была в СССР. 20 лет не говорила на русском.

– Какие проблемы наиболее актуальны сегодня для организации по защите потерпевших «Victim Support Slovakia»?

– Мы работаем с жертвами насилия, и в последние годы наибольшую актуальность приобретает работа с жертвами домашнего насилия.

12 лет назад мы были первопроходцами в нашей стране. Никто не знал о жертвах, о том, как надо работать с ними. С тех пор в нашей стране многое изменилось. Стали появляться соответствующие законы, стало развиваться гражданское общество. Изменилось даже сознание людей. Теперь мы знаем, как надо работать с потерпевшими, люди знают о той помощи, которую они могут получить. Мы считаем, что прошли очень большой путь за столь короткое время. Многие западные и американские общественные организации прошли этот путь за гораздо более длительное время.

– Насколько велика ваша организация?

– У нас 9 центров по всей Словакии, помимо этого у нас есть «горячая» линия, которая принимает звонки не только от жертв, но и от тех, кому нужна та или иная информация. Из-за недостаточного финансирования эти центры не такие большие, как хотелось бы. В каждом центре работает от 2 до 5 человек на постоянной основе и 40 – 50 контрактников. Это психологи, юристы, социальные работники.

– Поддерживается ли ваше движение государством?

– Прежде всего, от государства мы получаем различные дотации. Помимо этого наши центры получают средства от органов местного самоуправления. Также у нас в стране действует определенная налоговая система. 2 процента от собранных налогов распределяются между общественными организациями. Не стоит забывать и о пожертвованиях, поступающих как от частных лиц, так и от коммерческих организаций. Конечно, мы заинтересованы в сотрудничестве с крупными коммерческими компаниями, чтобы быть несколько независимыми от государства.

– Что из выступлений участников Форума Вам показалось наиболее существенным?

– Сравнивать наши страны довольно сложно. Россия – огромная страна. Но, тем не менее, жертвы преступлений везде одинаковы. Человеческие переживания крайне схожи. На Форуме рассматривалось много ситуаций, схожих с теми, которые мы обсуждаем у себя. Мы работаем 12 лет, в течение которых мы проводили ряд экспериментов по работе с  другими городами, другими странами. После знакомства с движением «Сопротивление», мы поняли, что наши российские коллеги также ищут способы работы в других городах России, ищут партнеров за рубежом. Всегда интересно работать с общественными организациями из других стран, ведь другие страны – это другая психология, новые идеи.

Мой доклад был посвящен работе с детьми. Название нашей организации в переводе на русский язык звучит как «Помощь жертвам насилия». Мы рассказали, как мы работаем с людьми, с правоохранительными органами, с другими общественными организациями. Мы работаем не только с пострадавшими от противоправных действий детьми, но и с теми детьми, в чьих семьях произошли подобные трагедии.

– «Сопротивление» в мае этого года стало членом «Victim Support Europe». Каких действий эта организация ожидает от «Сопротивления»? Какую поддержку может оказать «Сопротивлению»?

– Люди могут стать жертвами насилия в любой стране. Так, например, если российские граждане становятся жертвами насилия в Европе, они могут быть уверены в получении соответствующей помощи от европейских общественных организаций, как от партнеров «Сопротивления». Теперь мы можем быть уверены, что любой европейский житель сможет обратиться в Сопротивление»  за помощью.

Каждая организация, вступающая в «Victim Support Europe» вносит что-то свое, что-то новое. Ведь многие западные организации уже, возможно, не видят новых возможностей, новых путей развития. Мы очень рассчитываем на свежий российский взгляд на проблему насилия в мире.