- 11.11.2011
Юрист по особым поручениям
Минюст предлагает составлять рейтинги адвокатов, а также ввести систему наказаний для нотариусов.
Это далеко не единственные идеи, которые записаны в проекте масштабной программы "Юстиция", опубликованной ведомством для общественного обсуждения.
В документе масса радикальных предложений – например, введение так называемой "адвокатской монополии", когда защищать кого-то в суде сможет только человек с адвокатской корочкой. Для нотариусов предлагается установить возрастной ценз: от 30 до 70 лет. А роль нотариата в целом планируется резко повысить: вернуть обязательную нотариальную форму для сделок с недвижимостью, ввести новые нотариальные действия, возложить на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи. Человек с печатью будет консультировать, собирать необходимые документы, передавать их на регистрацию и так далее. Отдельной строкой прописано введение электронного нотариата.
Еще в программе масса проектов, проходящих по тюремному ведомству или ведомству судебных приставов. Так или иначе документ касается каждого жителя страны. Не с адвокатом, так с нотариусом, не с тюремщиком, так приставом – с кем-нибудь мы в этой жизни обязательно столкнемся.
Цель минюста – навести порядок на правовой ниве, повысить эффективность отечественной юстиции в целом.
Правда, многие инициативы документа уже вызвали споры в правовом сообществе. Но для этого и опубликован проект, чтобы каждый мог высказать свое веское мнение.
Например, идея "адвокатской монополии" витает в кулуарах уже несколько лет. Адвокаты в большинстве своем – "за". Юрисконсульты, наоборот, "против". Критики полагают, что лучше не станет, но цены повысятся.
Мол, среди адвокатов и сегодня достаточно бойких дилетантов и пройдох, которые мало того, что "раздевают" клиента, так еще и топят его. "Я регулярно вижу на процессах, как адвокаты своей неумной активностью, лживыми уловками сильно вредят подзащитным, – сказал не так давно корреспонденту "РГ" действующий судья. – У нас люди в массе своей и так безграмотные в правовом отношении, а если еще нанимают безграмотного адвоката, так просто беда получается".
Кстати, по сведениям Минюста России на 1 октября 2011 года, в стране насчитывается более 65 тысяч адвокатов. Но работать поверенным в суде может фактически кто угодно: корпоративный юрист, студент юрфака или даже подкованный сосед. "Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями, – говорится в документе минюста. – Такие субъекты в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера на коммерческой основе".
При этом, за исключением адвокатов и нотариусов, лица, оказывающие юридические услуги, не обязаны подтверждать свою квалификацию. "В настоящее время представительство в суде вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц как обладающих, так и не обладающих необходимыми знаниями и опытом в области права", – утверждает документ минюста. Ничего хорошего, как считают представители ведомства, из этого не получается.
"Основной проблемой российского рынка юридических услуг является недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям", – говорит программа и приводит планы, как изменить положение.
Как полагают авторы проекта, повысить качество работы адвокатского корпуса станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг. "Это может быть обеспечено предоставлением адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной", – утверждают разработчики документа. Подразумевается как "адвокатская монополия" в судах. Сторонники этой идеи считают, что она позволит не только закрыть доступ в суд дилетантам без корочек, но и повысить требования к самим адвокатам – чтобы дилетантов с корочками тоже не было.
При этом "монополия" подразумевается частичная – в некоторых случаях работать придется только через адвокатов, в некоторых – с кем захочется.
– Мы считаем необходимым уже в ближайшие годы перейти к ведению дел в арбитражных судах только через адвокатов, что потребует введения ограниченной адвокатской монополии, – заявил не так давно глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Как пояснили в Высшем арбитражном суде, ограниченная монополия может заключаться, например, в модели, когда профессиональные адвокаты будут представлять интересы сторон в самом высшем арбитраже, кассации и, быть может, апелляции. В судах первой инстанции, как полагают представители арбитража, было бы логично оставить двери открытыми и для других юристов.
После того как экономические стимулы привлекут в адвокатуру тех специалистов, которые сегодня выбирают юридические отделы корпораций и консалтинговые компании, станет возможным предъявлять к адвокатам реальные требования по квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую "чистку рядов", полагают в минюсте. "Суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг".
Правовые услуги должны быть доступны всем гражданам независимо от их достатка. Поэтому документ предусматривает и развитие системы бесплатной юридической помощи, к ней также будут привлекаться адвокаты. Среди упоминаемых мер – создание рейтингов адвокатов, разработка стандартов качества и системы контроля за качеством адвокатских услуг.
Другой вопрос проекта – развитие нотариата. В ходе реформы предлагается установить, что для осуществления нотариальной деятельности нотариус обязан иметь нотариальную контору, расположенную в пределах нотариального округа, где нотариус назначен на должность. Предлагается законодательно закрепить доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. Планируется закрепить в законе обязанность различных учреждений предоставлять информацию по требованию нотариуса. Отдельный блок предложений касается исполнения судебных решений.
Например, предлагается изменить систему выплаты алиментов, привязав их не к зарплатам отца, а к потребностям ребенка. По замыслу, суды смогут устанавливать размер алиментов твердой сумме с учетом размера прожиточного минимума ребенка в соответствующем регионе, "потребностей конкретного ребенка, состояния здоровья ребенка, уровня его содержания во время нахождения его родителей в браке". Размер алиментов подлежит ежегодной индексации с учетом инфляции. Повышать ставку, как предполагается, сможет судебный пристав своим постановлением, вынесенным по заявлению взыскателя.
А судьи в перспективе смогут контролировать, как исполняются вынесенные ими решения, такая идея тоже есть в проекте. Также там звучит идея создать "цитадели правосудия" – особо защищенные места, в которых будут рассматриваться наиболее сложные уголовные дела и где будет максимально обеспечена безопасность участников.
Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5630 (254)