- 20.06.2013
За пальбу в городе введут серьезные штрафы
В советские времена из свадебных традиций была известна только одна — нужно было пойти в загс, после чего начиналась попойка. Во время моей юности в Киеве построили новый загс в виде треугольника — его немедленно прозвали «бермудским».
Но потом появился комедиограф Гайдай, и мы узнали, что «лучше вести ее в загс, чем она поведет тебя к прокурору» и что есть старинная традиция похищения невесты.
Те, кто желает углубить свои знания о свадебных традициях, могут узнать, что они бесконечно разнообразны.
В Словакии, к примеру, жених дарит своей невесте на свадьбу пояс верности. В Кении муж носит после свадьбы в течение месяца женскую одежду, чтобы прочувствовать тяжелую женскую долю.
На острове Бали сложнее — там молодоженам на свадьбе отпиливают без наркоза часть зубов. Это символизирует, что у них нет клыков и они не принадлежат к миру злых духов. В Норвегии вокруг дома молодоженов сажают маленькие елочки. В Пакистане невеста покидает дом родителей с Кораном на голове.
В многонациональной России издревле также существовали важные традиции. Вначале было «сватовство» — договаривались о самом факте свадьбы. Далее был «сговор», однако за этим любимым словом нынешнего Следственного комитета в те времена стояло простое обсуждение экономики свадьбы: о расходах, приданом, подарках — то, что сейчас в измененном виде превратилось в брачный контракт.
Была веселая церемония «выкупа». Подружки невесты задавали жениху и его помощнику-свидетелю трудные вопросы, загадывали загадки или просто говорили: «Не отдадим, выручим! Прогоним или пускай выкуп дают». Жених должен был ответить на все вопросы, отгадать загадки и дать подружкам денег или конфет. Но если он не отгадывал, то невесту отдавали и так, понимая, что вся последующая жизнь несчастного жениха состоит именно в ответах на вопросы его взбалмошной половины.
Далее шло «застолье» — ну, тут пояснять ничего не нужно…
Были и изюминки. В Сибири, к примеру, девушка с подружками шла к дому жениха и дарила ему березовый веник и рубаху — видимо, для того чтобы он вычистил из мозгов всех ее конкуренток. Но парень тут же дарил невесте мыло — то ли чтобы хозяйственной была, то ли чтобы в последующем жила «с чистой совестью», что трудно себе представить, зная, как устроены наши красавицы.
Богат древними свадебными традициями и российский Кавказ.
У ингушей накануне свадьбы сторона жениха в дом невесты отправляла «хоалчах»: одного-двух баранов, мешок муки, чай, сахар, масло. В Дагестане во время обручения, когда жених и невеста надевают друг другу кольца, подруги невесты мажут хной свои ладони, пальцы на руках и ногти на ногах. Хна символизирует, что и перед ними открыта дорога к счастью. У карачаевцев и балкарцев бытовал такой обычай: самый лихой наездник, друг жениха, заезжал в комнату, где находилась невеста, прямо на лошади, причем задним ходом — ничего не задев, ничего не разрушив.
В общем, обычаев, существующих и забытых, смешных и серьезных, было и существует масса.
Однако было незыблемое правило — обычай того или иного народа исполнялся только там, где он был придуман, среди своих. И действительно, было бы странно, если бы на Кавказе жених ходил два месяца в женской одежде, как в Кении, — понятно, что гордый горец через минуту оказался бы в СИЗО за нарушение последних постановлений Госдумы о запрете пропаганды нетрадиционной ориентации. А веселый обычай «похищения невесты» сейчас может трактоваться как серьезное преступление «в составе организованной группы по предварительному сговору».
Таким образом, даже на свадьбу распространяется поговорка: «Где родился — там и пригодился», но в данном случае это не о человеке, а о традиции.
Однако на дворе новые времена и новые нравы.
И мы становимся свидетелями новых свадебных утех.
Нет, это не длинная свадебная машина-колбаса, украшенная кольцами, и не айфон, на который все мгновенно снимается и тут же выкладывается в Интернет.
Нет, у юного «гостя с Кавказа» в руках не букет цветов, не мохнатая папаха и не сабля, символизирующая героизм его предков.
У него в руках пистолет.
Это происходит в Москве почти каждую неделю. Эти истории имеют один навязший в зубах административно-уголовный сценарий: вначале кортеж стреляет в центре города, потом за ним гоняются полицейские. В конце всех блокируют на каком-нибудь мосту, арестовывают — и гости оказываются в СИЗО.
В этом опостылевшем сценарии есть и привычный нюанс — кто-то пострадал или нет. Дальше против гордых 18-летних стрелков возбуждают дело, их штрафуют или судят, вышвыривают из институтов или выдворяют в свою республику. В кульминации появляется хорошо одетый отец в дорогих часах, у которого тут хороший бизнес и который меньше всего ждал, что чадо его так подставит. Сын отцом будет наказан — ему не купят на 19-летие тот автомобиль, который стоит две квартиры. Годик придется подождать.
У Сергея Михалкова есть детский стишок про то, как старушка едет в трамвае, но «пионеры» ей никак не уступают место. Стишок заканчивается строками: «Этот случай про старушку можно дальше продолжать. Но давайте скажем в рифму — старость нужно уважать!».
У москвичей нет вопросов к юным стрелкам — их накажет закон.
Но есть вопросы к их родителям: как у ваших детей в руках оказываются пистолеты? Неужели непонятно, что рано или поздно ваши дети попадут в полицию? Неужели непонятно, что может кто-то пострадать и ваши дети сядут?
Неужели все это непонятно?
Так вот, давайте, как в детском стишке, скажем: пора прекратить эти свадебные стрельбища. Обычные москвичи не в курсе старинных горных традиций, которые, видимо, состоят в том, что джигит едет на лимузине-колбасе по горам, сопровождая езду выстрелами из травматики, а то и из боевого оружия. Москвичи больше привыкли к цветам и поцелуям на Красной площади да к фото у Вечного огня. Больше привыкли к свадебному кортежу с кольцами, чем к свадебной погоне с полицией и растерянной невестой, не понимающей, почему ей испортили праздник.
В общем, пора со стрельбой заканчивать.
И, видимо, жестче за это преступление наказывать.
Да, именно «преступление».
Потому что стрелять на улице без необходимости — это преступление.
Для свадьбы нужны цветы и поцелуи, а не стрельба.
Так вот. Стрельба в городе (без последствий для жизни и здоровья) скоро будет грозить серьезным штрафом для того, кто ее открыл в не предназначенных для этого местах. За выстрелы в городе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения будут штрафовать на 100 тысяч рублей, конфисковывать оружие и лишать права на его приобретение и хранение сроком на три года.
Таковы правила, которые планирует ввести Госдума.
А чтобы было понятно, что правила, причем любые, важно соблюдать, напоследок страшная свадебная история, свидетелем которой был лично я.
Я ехал в субботу по серпантину из Тбилиси в Батуми. Суббота — день свадеб. На одном из поворотов был затор — все двигались очень медленно. Потом я увидел свадебные машины на обочине и рыдающих людей. Далее передо мной предстала страшная авария: одна из свадебных машин решила обогнать кортеж и продемонстрировать новобрачным свою крутизну, но ровно на изгибе серпантина столкнулась с трейлером.
Итог: среди кусков буквально разорванной машины лежали четыре трупа — двое взрослых, двое детей в нарядных костюмчиках и… охотничье ружье.
Все стало ясно.
Возле машины рвала на себе волосы невеста, только что погибли ее близкие друзья — и будет ли дальше свадьба — непонятно.
Взрослые джигиты, берегите своих детей.
Хватит стрелять на улицах — свадьба не для смерти, не для тюрьмы, а для любви.
Заберите у детей оружие!
Матвей Ганапольский, Московский Комсомолец № 26259