За телефонный терроризм хотят ужесточить наказание



alttext



Депутат Госдумы Михаил Дегтярев (ЛДПР) готовит проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих ужесточение наказания по ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Законодатель предлагает удвоить штрафы и сроки наказания, предусмотренные ст. 207. Считают необходимым ужесточить наказание за телефонный терроризм и в  Общественной палате — член ОП Владимир Слепак направил обращение (есть у «Известий») главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву, в котором также призвал министра выступить инициатором ужесточения санкций по ст. 207 УК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 207 за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, угрожающих гибелью людей или причинением ущерба, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

В соответствии с ФЗ № 98 от 5 мая 2014 года в ст. 207 появился новый п. 2, который вводил наказание за преступление по п. 1,  но в результате которого был также причинен крупный ущерб либо произошли иные тяжкие последствия. За преступление по п. 2 ст. 207 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишения свободы на срок до 5 лет.

Как пояснил депутат Михаил Дегтярев, сегодняшняя редакция ст. 207 не сильно пугает преступников и нуждается в пересмотре. В готовящемся проекте все штрафы и сроки наказания будут удвоены.

Михаил Дегтярев заметил, что последние события в Египте и Франции говорят о том, что мир столкнулся с терроризмом, который вышел за пределы Ирака и Сирии, неся с собой масштабные трагедии. В этих условиях критически важно, чтобы хулиганы не манипулировали спецслужбами, сея панику, создавая нервозную обстановку при помощи ложных сообщений о якобы заложенных бомбах.

— Эти действия отвлекают специалистов от реальных угроз. Желающие «пошутить» о заложенной бомбе граждане должны понимать, что подобные «шутки» опасны, — отметил парламентарий. — Кроме этого, сами телефонные звонки с рассказами о бомбах в том или ином месте могут использовать сами террористы. Так они изучают действия силовиков: как они эвакуируют людей, как подъезжает техника, сколько на определенный этап требуется времени. Потом вся эта информация может использоваться уже для проведения реального теракта.

После взрыва российского пассажирского самолета 31 октября в Египте и парижских атак террористов 13–14 ноября как по России, так и по другим странам Европы прокатилась волна сообщений о заложенных бомбах, которая заставила правоохранителей практически по нескольку раз в день эвакуировать целые здания, станции метро, вокзалы.

Например, в России 17 ноября после анонимного сообщения о заложенной бомбе из поезда № 139 Новосибирск – Адлер были эвакуированы 398 пассажиров. Утром 16 ноября из-за сообщения о бомбе из Курского вокзала были эвакуированы 500 человек, а к обеду все прелести эвакуации познали граждане, находившиеся на Ярославском вокзале. Вечером 16 ноября «марафон» анонимного столичного «минера» завершился сообщением о бомбе, заложенной на станции метро «Смоленская», которая в результате была закрыта на вход для проверки.

15 ноября людей эвакуировали из ТЦ «Жемчужная Плаза» в Санкт-Петербурге, 14 ноября из-за ложного сообщения о бомбе свыше тысячи человек были выведены из здания гостиницы «Космос» в Москве.

В Общественной палате, как и в Госдуме считают, что назрела необходимость внесения изменений в ст. 207 УК РФ. В своем обращении к главе МВД Владимиру Колокольцеву член ОП Владимир Слепак отметил, что в сегодняшних условиях целью заведомо ложного сообщения может являться умышленная дезинформация силовых структур, которая, в свою очередь, может воспрепятствовать своевременному реагированию на реальные угрозы жизни и здоровью наших граждан. Исходя из этого, Владимир Слепак просит министра выступить инициатором ужесточения ответственности по п. 1 и п. 2 ст. 207 УК РФ до сопоставимой с установленной ст. 205 УК РФ «Террористический акт», которая в определенных случаях предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы.

— Судя по тому, как развиваются события, изменения, внесенные в законодательство в мае прошлого года, являются недостаточными. Я много лет служил в правоохранительных органах и знаю цену каждому такому действию. Ложные сообщение о терактах отвлекают силы и средства правоохранителей. Такие сообщения создают лишнюю напряженность в обществе, — отметил Владимир Слепак. — Считаю, что в данном случае необходимо приравнять «телефонный терроризм» к терроризму реальному и ужесточить норму наказания за ложное сообщение о терактах.

18 ноября в Подмосковье был задержан 42-летний телефонный террорист, 26 раз сообщавший в полицию о готовящихся актах терроризма, против него возбуждено уголовное дело по ст. 207 УК РФ.

Всего, как ранее сообщали «Известия», по статистике МВД России, в январе–октябре 2015 года было зарегистрировано 1260 заведомо ложных сообщений об актах терроризма. Без учета Крымского федерального округа таких звонков поступило 1241, что на 14,6 % больше, чем за аналогичный период 2014 года. Всего было раскрыто 612 преступлений, дела о которых находились в производстве, что на 15% меньше показателя прошлого года. А число нераскрытых преступлений, наоборот, выросло на 43,1 % и составило 475.

Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов считает, что инициатива, предлагаемая в Госдуме, является оправданной в нынешней ситуации.

— Даже простая хулиганская шутка может внести панику в ряды сотрудников целого здания, отвлечь десятки правоохранителей, которые будут разыскивать липовую бомбу, тогда как именно в этот момент они могут быть по-настоящему нужны в другом месте, где опасность действительно может оказаться реальной. Я бы предложил даже усилить предлагаемое наказание для хулиганов, которые совершают такие преступления – их можно даже показательно сажать в тюрьму, – сказал он.

Директор фонда исследования проблем демократии, член ОП Максим Григорьев также отметил, что систематические ложные звонки могут понизить уровень готовности специальных служб.

— Через таких хулиганов действительно могут действовать сами террористы, которые после каждого ложного сообщения и оцепления зданий, территорий будут осведомлены о слабых местах города, будут знать, где сотрудников правоохранительных органов точно нет, — отметил Максим Григорьев. — Но тут есть проблема, которая заключается в том, что такие звонки нередко совершаются несовершеннолетними. Способом решения этой проблемы может стать разъяснительная работа в школах о губительных последствиях такого хулиганства. Эту работу нужно проводить на федеральном уровне.

Дмитрий Рункевич, Елена Малай, Андрей Савицкий, Известия