Заведомо ложный донос



Недавно на скамье подсудимых в одном из райсудов Москвы оказалась молодая женщина. Она решила отомстить своему кавалеру руками милиции и не ожидала, что за это можно угодить на нары.

Отомстить обидчику

Как сообщили корреспонденту "РГ" в районном подразделении Следственного комитета при прокуратуре РФ, девушка встречалась с мужчиной несколько месяцев. А потом сообщила ему о беременности, попросила деньги на аборт и, взяв немалую сумму, исчезла. Но спустя некоторое время появилась вновь и снова попросила о матпомощи под тем же предлогом. Услышав же отказ, пообещала отомстить – пришла в ОВД и написала заявление об изнасиловании.

Уголовное дело возбудили, и только потом выяснилось, что преступления не было. Теперь гражданке придется ответить перед судом за ложный донос.

В эти же дни в Уфе Ленинским райсудом мужчина был признан виновным в преступлении по статье 306 УК РФ. Это статья о заведомо ложном доносе.

Весенним вечером этот гражданин встретил на улице соседку и пригласил ее в гости. Сначала они пили, потом поссорились, он избил собутыльницу. На шум прибежали соседи, успокоили обоих. А наутро мужчина принес в милицию заявление, что соседка его обокрала – унесла деньги и ценные вещи. Сутки понадобились, чтобы он признался в заведомо ложном доносе. Объяснил, что боялся привлечения к уголовной ответственности за синяки и ссадины соседки. Вот и решил ее опередить, а в результате получил уголовное дело.

В последнее время статья 306, которая раньше считалась чем-то вроде экзотики, стала работать на полную мощь: за желание возвести напраслину на ближнего стали отвечать уже не единицы. И эту тенденцию уже отметила статистика судебных решений.

На минувшей неделе молодой парень с Урала отправился в колонию за оговор милиционеров. Райсуд Екатеринбурга вынес приговор: заведомо ложный донос. Гражданин отбывал небольшой срок в колонии-поселении, куда его отправил суд за покушение на грабеж. Из колонии сиделец написал два обращения на имя областного прокурора.

По этим обращениям прошла проверка Свердловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. И при проверках парень настаивал на избиении, хотя и был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Результат – после прокурорских проверок информация о применении насилия не нашла подтверждения. А вот против гражданина было заведено уголовное дело. Приговор суда – год и 10 месяцев лишения свободы.

Корысть добавит срок

По статье о ложном доносе привлекаются не только малоизвестные граждане. Недавно Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил очередное уголовное дело в отношении Бориса Березовского. На сей раз проживающего в Лондоне бизнесмена обвинили по статье о заведомо ложном доносе. Речь о получении Березовским статуса политического беженца в 2003 году. Чтобы добиться убежища, он еще в 2001 году обратился в МВД Великобритании. На 96 листах написал, что на родине его преследуют исключительно по политическим мотивам. Отдельно приписал, что российские спецслужбы готовят его убийство. Как считают в Следственном комитете, именно это заявление повлияло на рассмотрение и удовлетворение прошения Березовского.

Российская прокуратура уверена, что статус политического беженца Березовский получил на основании ложных заявлений. В отличие от простых граждан олигарх пока не осужден по 306-й уголовной статье. Хотя некоторые сроки он все же получил. Но заочные.

Закон трактует донос как заведомо не соответствующее действительности сообщение органу или должностному лицу, к компетенции которого относится возбуждение уголовного дела о совершенном или готовящемся преступлении. При этом отягчающими вину обстоятельствами будут считаться обвинение в тяжком преступлении и искусственное создание доказательств обвинения – к примеру, липовые документы. Еще отягчающим донос обстоятельством суд сочтет корысть. Скажем, если человека обвинили в преступлении, чтобы не просто от него избавиться, но и, например, получить имущество осужденного.

Важно подчеркнуть, что иногда граждане сообщают органам не корысти ради, а потому, что уверены в своих подозрениях. За это закон не наказывает – добросовестное заблуждение автора сообщения не образует состава преступления.

Клевета или нет?

Уголовный закон не дает перечня органов, в которые может быть направлен донос. Юристы говорят, что ими могут быть только те правоохранительные органы, которые вправе возбуждать уголовные дела. А это органы дознания, предварительного расследования, прокуратура и суд. Но в теории уголовного права существует мнение, что ими могут быть любые органы государственной власти и управления и даже общественные организации.

Наталья Козлова, "Российская газета" – Неделя №5020 (196) от 15 октября 2009 г.