Обращение к Президенту РФ Владимиру Путину о необходимости усиления мер защиты прав потерпевших



alttext

Ольга Костина, председатель Совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Председатель Совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений Ольга Костина, общественные деятели, правозащитники обращаются к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой усилить меры защиты прав потерпевших в России. Предложения были озвучены и поддержаны 28 ноября 2019 года в рамках круглого стола «Социальная ответственность государства и общества в вопросах возмещения потерпевшим от преступлений имущественного и морального вреда», а так же в рамках Координационного совета уполномоченных по правам человека. Обращение направлено Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой, Советнику Президента Российской Федерации – Председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека В.А. Фадееву.

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет в качестве приоритетной задачи обеспечения общественной безопасности защиту жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Тем более, когда это касается защиты прав пострадавших от преступлений.

Последние изменения законодательства в области защиты прав потерпевших от преступлений, которые значительным образом укрепили процессуальное положение потерпевшей стороны в уголовном-судопроизводстве, были приняты в конце 2013 года благодаря Вашему личному участию в данном вопросе. Но за прошедший период дальнейших шагов по оптимизации законодательства в этой сфере не было.

10 июня 2019 года Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова представила Вашему вниманию ежегодный доклад, в котором обратила особое внимание на актуальные вопросы уголовно-процессуального законодательства и недостаточную защищенность потерпевших от преступлений.

Расширяя данный тезис и основываясь на практике деятельности Фонда поддержки пострадавших от преступлений, отметим, что дальнейшие законодательные коррективы на стадии предварительного расследования, после совершения преступления в сфере оказания социально-медицинской и психологической помощи, а также компенсации полученного вреда пострадавшим, просто необходимы. Социальная статья 52 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба», слабо реализуется на практике.

Жертвам преступлений, которым был причинен вред здоровью, сложно получить доступную и полноценную медико-социальную и правовую поддержку, а также психологическую реабилитацию. Потерпевший не может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного преступлением, в случае, если преступник не установлен и если он установлен, но скрывается от следствия. Не может потерпевший рассчитывать и на компенсацию причиненного преступлением вреда, если у преступника нет материальной возможности возместить вред, даже частично.

Трагическим подтверждением сказанному, но совершенно типичным для наших правовых реалий, явилось очередное уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда здоровью десятилетнему мальчику Максиму Чиркову, сбитому водителем такси, не имевшим права управления транспортным средством. В результате удара огромной силы ребенок получил множественные тяжелые травмы, включая сильную деформацию черепа. Виновника трагедии суд наказал всего лишь ограничением свободы, а мальчика ждет череда сложнейших операций, от успешности которых зависит его судьба. В дальнейшем перед Максимом и его близкими будет новое испытание, в котором им нужно вернуться к нормальной жизни, которая будет невозможна без качественной реабилитации. И именно сейчас особенно остро встают вопросы компенсации причиненного вреда и последующего медико-социального сопровождения, которые мальчик скорее всего не получит, поскольку у виновника трагедии отсутствуют материальные средства, а в России не существует какой-либо государственной системы поддержки потерпевших, получивших столь тяжелые травмы.

Российская правоприменительная практика отличается крайней разбалансированностью и несправедливостью судебных решений и размеров компенсации по отношению к потерпевшей стороне, которой часто помощь нужна здесь и сейчас. У нас нет методологии определения «стоимости человеческой жизни и здоровья», как во многих зарубежных странах, нет специализированной структуры по поддержке жертв преступлений, которая бы профессионально формировала политику государства в данных вопросах.

Сегодня потерпевший вынужден полагаться лишь на профессионализм и нравственно-этические качества судьи, которые не всегда отвечают главной задаче – восстановлению справедливости. По схожим делам в одном субъекте Российской Федерации могут присуждаться совершенно разные суммы компенсации, которые в абсолютном большинстве случаев будут заниженными и несоразмерными потенциальным затратам на лечение и последующую реабилитацию потерпевшего.

При этом различные модели и подходы к решению вопросов компенсации причиненного вреда и медико-социального сопровождения потерпевших давно и успешно реализуются в зарубежных странах, также существуют отечественные подходы и модели решения указанных проблем, которые эксперты готовы представить для формирования действенной системы защиты потерпевших от преступлений.

Уважаемый Владимир Владимирович! Настало время принять важное решение для Максима Чиркова и для многих тысяч наших сограждан, которые сейчас борются за жизнь и здоровье и создать в Российской Федерации эффективную государственную систему их поддержки.

С учетом изложенного, прошу Вас рассмотреть возможность формирования при Администрации Президента Российской Федерации межведомственной рабочей группы, которая сформирует необходимые предложения совершенствования данной сферы правоотношений с привлечением видных ученых правоведов, в том числе, из членов Комиссии Ассоциации юристов России по вопросам определения размеров компенсации морального вреда.

Современное, правовое, социальное государство, каковым является Российская Федерация, не имеет ни морального, ни юридического права самоустраняться от решения данной проблемы.

Председатель Совета ФПП,
Доверенное лицо кандидата
в Президенты РФ В. В. Путина
в 2018 и в 2012 гг. О.Н. Костина