Обращение председателя Совета ФПП Ольги Костиной к секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву



alttext

Фонд поддержки пострадавших от преступлений

Уважаемый Николай Платонович!

Фонд поддержки пострадавших от преступлений (далее – ФПП) создан 8 июня 2016 года в результате преобразования Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» (образована 15 декабря 2005 года для оказания бесплатной правовой и психологической помощи жертвам преступлений) и является унитарной некоммерческой организацией, преследующей социальные, научные, образовательные и иные общественно полезные цели.

За годы работы нами оказана помощь десяткам тысяч российских граждан. На протяжении всего периода деятельности мы успешно сотрудничаем с различными органами государственной власти Российской Федерации. Результатом совместных усилий стало участие в разработке и реализации различных законодательных предложений в сфере защиты прав пострадавших от преступлений, плодотворной основой для которого послужило оперативное совещание постоянных членов Совета Безопасности Российской Федерации 8 мая 2009 г., на котором рассматривался вопрос «О повышении эффективности защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств». Часть из подготовленных по итогам данного оперативного совещания решений легла в основу Федерального закона от 28.12.2013 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», которым существенным образом был укреплен процессуальный статус и гарантии потерпевшего.

Однако ряд существенных положений, касающихся вопросов восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного насильственным преступлением потерпевшему, медицинского и психологического сопровождения потерпевших от тяжких и особо тяжких преступлений, не получили законодательного закрепления, на что также обращал внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. В этой связи приветствуется рассмотрение на оперативном совещании Совета Безопасности РФ в сентябре 2020 года вопроса «О дополнительных мерах по защите прав и интересов граждан, пострадавших от преступных посягательств» и мы готовы подключиться к реализации поручений по его итогам.

Конкретизируя отдельные правовые пробелы, также отметим, что потерпевший в рамках подачи гражданского иска не может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного преступлением, в случае, если преступник не установлен, если он установлен, но скрывается от следствия, или если у преступника нет материальной возможности возместить вред, даже частично. Суды выносят решения и определяют суммы компенсации по своему усмотрению, которые, как правило, занижены и не отвечают принципу справедливости. Крайне низкий размер компенсаций морального вреда приводит сегодня к тому, что не обеспечивается исполнение института возмещения морального вреда – ни компенсационное, ни охранительное.

Более 20 лет происходят попытки создания в Российской Федерации эффективной государственной системы поддержки пострадавших от преступлений различными общественными и экспертными усилиями, но до настоящего момента они пока ни к чему не привели. При этом различные модели и подходы к решению вопросов компенсации причиненного вреда и медико-социального сопровождения потерпевших давно и успешно реализуются в зарубежных странах. Подобные структуры в разных странах мира позволяют производить выплаты даже в том случае, если отсутствует возможность взыскания денежных средств с преступника, не нанося никакого ущерба для государственной казны, поскольку накопления в фондах, как правило, осуществляются за счет конфискации денежных средств, полученных преступным путем, штрафов, изъятого имущества, а не из денег налогоплательщиков. Данный тезис разделяют и поддерживают ученые и практики, многие политические деятели и ряд государственных структур РФ. Нерешение же данной проблемы будет только множить социальную несправедливость и, как следствие, порождать новые преступления. Более 10% преступлений совершается людьми, которые в свое время пострадали от преступлений.

Мы как профессиональная некоммерческая организация, уже свыше 15 лет оказывающая бесплатную юридическую помощь пострадавшим от преступлений, убеждены, что в России подобный государственный подход просто необходим, поскольку только наличие специализированной координирующей государственной структуры по поддержке пострадавших от преступлений послужит одним из важных факторов обеспечения социальной стабильности в обществе и повысит авторитет органов государственной власти. Меры, принятые в поддержку потерпевших, также станут для них и многих других граждан важным стимулом к полному, добровольному и добросовестному сотрудничеству с правоохранительными и судебными структурами, и в конечном итоге будут содействовать раскрытию преступлений и профилактике правонарушений.

Уважаемый Николай Платонович! Нет ничего более ценного, чем жизнь. Она не должна измениться, если человек стал жертвой криминала. Пострадавшие во многом испытывают глубокое недоверие к государственной системе, которая не смогла им помочь преодолеть последствия совершенного против них преступления. Поэтому помощь потерпевшему – первоочередная задача правоохранительных органов и общества. Сложно предотвратить преступление, предсказать его, но эффективно помочь человеку, попавшему в трагические обстоятельства, и вернуться полноценным членом в общество – обязанность государства и общества.

Учитывая компетенцию Совета Безопасности РФ, нами в Ваш адрес подготовлено краткое обоснование целесообразности создания в Российской Федерации государственной структуры в сфере защиты прав пострадавших от преступлений (прилагается). По нашему мнению концептуальный подход представляется сбалансированным и предлагающим максимально эффективное решение проблем в данной сфере. Просим Вас рассмотреть возможность включения данного вопроса в повестку Совета Безопасности РФ. В случае необходимости, готовы предоставить соответствующие документы.

С уважением, Председатель Совета ФПП О.Н. Костина