Обращение председателя Совета ФПП Ольги Костиной к министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко



alttext

Фонд поддержки пострадавших от преступлений

Уважаемый Михаил Альбертович!

Фонд поддержки пострадавших от преступлений (далее – ФПП) создан 8 июня 2016 года в результате преобразования Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» (образована 15 декабря 2005 года для оказания бесплатной правовой и психологической помощи жертвам преступлений) и является унитарной некоммерческой организацией, преследующей социальные, научные, образовательные и иные общественно полезные цели.

За годы работы мы оказали помощь десяткам тысяч российских граждан. На протяжении всего периода деятельности мы успешно сотрудничаем с различными органами государственной власти Российской Федерации. Результатом совместных усилий стало участие в разработке и реализации различных законодательных предложений в сфере защиты прав пострадавших от преступлений, например, Федерального закона от 28.12.2013 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», которым существенным образом был укреплен процессуальный статус и гарантии потерпевшего.

Однако ряд существенных положений, касающихся вопросов восстановления социальной справедливости в части медицинского и психологического сопровождения, реабилитации потерпевших от тяжких и особо тяжких преступлений, не решены, на что также обращал внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. Потерпевшим, особенно в результате громких преступлений, террористических актов, оказывается экстренная помощь в первые дни после их совершения. В последующем, в большинстве случаев, их психологическим сопровождением и реабилитацией никто не занимается, либо эти услуги малодоступны или оказываются на платной основе.

Принципиально важным является то обстоятельство, что жертвам, например, насильственных преступлений, потерявшим близкого родственника или, в случае трагедии в г. Казань, спасшимся школьникам и родственникам погибших, помимо экстренной, нужна именно пролонгированная психотерапевтическая помощь и сопровождение с целью нормализации процессов социального включения, адаптации, преодоления посттравматического синдрома, стрессов, страхов, неврозов, фобий, депрессии.

Согласно официальным данным в 2020 г. количество потерпевших от тяжких и особо тяжких преступлений против личности и половой неприкосновенности составило около 100 000 человек. Но ввиду отсутствия государственной системы медико-психологической реабилитации они могут рассчитывать только на диагностирование кризисных состояний врачами-психиатрами, оказание различных экспертных услуг. Существующие меры не являются достаточными. Кроме того, для работы, например, с пострадавшими детьми, необходимо привлечение специалистов в области возрастной или педагогической психологии, клинических психологов со знанием и опытом работы в отрасли психологии развития ребенка, практикой в области детско-родительских отношений и психологической травмы, а также врачей-психотерапевтов. Необходимо развивать систему помощи пострадавшим с обязательным последующим медико-психологическим сопровождением.

В то же время, данные частные вопросы во многом формулируют наличие общей проблемы и необходимость смещения фокуса государственного внимания на психическое здоровье нации, тем более, в условиях маргинализации части общества и ухудшающегося психологического климата населения. Об этом свидетельствуют и результаты исследований, проводимых Институтом психологии РАН, направленных на оценку изменения психологического облика граждан России с 1981 по 2011 годы. Согласно их выводам граждане сильно изменились, стали в три раза агрессивнее и во многом потеряли способность к самоконтролю. Очевидно, что в постковидный период ситуация только ухудшилась. Граждане испытывают сильный страх за свое настоящее и будущее. Среди основных проблем психологического характера психологи выделяют трудности самоорганизации, низкий уровень самоконтроля, полное отсутствие навыков психологической самоподдержки. Данные проблемы могут привести к трагическим, но вполне логичным последствиям в виде стагнации образа жизни, нарушений психического здоровья, росту числа суицидов, уходу в деструктивные формы снижения психоэмоционального напряжения, а в ряде случаев – в совершение преступлений.

При этом, к сожалению, современные представления большей части нашего общества о психическом здоровье остаются поверхностными и ассоциируются, как правило, с медицинским аспектом проблемы, то есть психиатрией, которая к тому же достаточно стигматизирована. Но недостаточно развита не только культура обращения за профессиональной психологической помощью (своевременность оказания которой, во многом, позволила бы не допускать развитие определенных психических патологий и пограничных психических состояний, наличие которых может провоцировать совершение преступлений, в первую очередь, среди несовершеннолетних), но и сама государственная поддержка в форме раннего выявления и мониторинга психического здоровья нации и последующего сопровождения, работы с посттравматическими и стрессовыми состояниями, особенно пострадавших.

На современном этапе отмечается постепенное сокращение числа психоневрологических диспансеров и количества учреждений, имеющих психотерапевтические кабинеты. Продолжается сокращение стационарных отделений, но сокращение круглосуточного коечного фонда не компенсируется приростом числа мест в дневных стационарах. Сокращается также кадровый потенциал врачей-психиатров и особенно врачей-психотерапевтов. При этом уровень профессиональной подготовки профильных специалистов не соответствует современным мировым стандартам.

Согласно данным III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» Дети. Общество. Будущее», в России ситуация осложняется увеличением числа разного рода невротических и других пограничных психических состояний, в том числе связанных с алкоголизмом, бедностью и стрессами на работе (или из-за ее отсутствия). То или иное психическое, депрессивное или невротическое расстройство наблюдается у каждого третьего россиянина. По некоторым данным, до 40% населения страны имеют признаки какого-либо нарушения психической деятельности. Однако в России отсутствует комплексная государственная система поддержки, которая могла бы вовремя выявлять и оказывать помощь гражданам и не допускать развитие различных патологий и расстройств.

Уважаемый Михаил Альбертович!

Вопрос о формировании в России современной системы охраны психического здоровья населения, предусматривающей совершенствование мер профилактики, внедрение современных подходов к ранней диагностике психических расстройств, развитие психотерапии и других форм психологической помощи населению, в том числе, пострадавшим от преступлений, а также повышение информированности населения о факторах, которые могут привести к психическим расстройствам, и о мерах их предотвращения (психопрофилактика, психообразование и психопросвещение), стоит достаточно остро.

С учетом изложенного, прошу Вас рассмотреть возможность создания специализированной научно-практической структуры, занимающейся вопросами преодоления психотравмы, психотерапевтического сопровождения и реабилитации пострадавших от тяжких и особо тяжких преступлений против личности и половой неприкосновенности, в целях нормализации процессов социального включения и адаптации, преодоления ими посттравматического стрессового расстройства.

Также прошу рассмотреть вопрос о возможности формирования в целом государственной программы в сфере сохранения психического здоровья нации, предусматривающей, в первую очередь, всестороннее информирование населения по вопросам психического здоровья, психопросвещения, необходимости ведения здорового образа жизни, дестигматизации психиатрии и людей, страдающих психическими расстройствами, а также психосоциальную реабилитацию, программы прохождения добровольных курсов управления гневом, конфликтами и стрессом, программы поддержки и психотерапевтического сопровождения и реабилитации пострадавших от преступлений, усиления их медико-социальной защиты (например, включить в систему повышения квалификации врачей-психиатров и врачей-психотерапевтов, включить курсы дополнительной подготовки указанных специалистов по вопросам диагностики и лечения эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений, возникающих у лиц, пострадавших от преступных посягательств и др.) и др.

Социально-ориентированная политика государства в сфере сохранения психического здоровья нации – это проявление реальной заботы государства о своих гражданах, как ставших жертвами криминала, так и о тех, кому нужна своевременная адекватная психотерапевтическая помощь и поддержка.

Полагаю, что данные предложения имеют огромный профилактический потенциал, поскольку оказание качественной помощи гражданам будет способствовать своевременному обращению за помощью, тем самым будет преломлено предвзятое отношение населения к учреждениям психиатрического профиля и сформирован позитивный образ психиатрии в целом.

Прошу Вас рассмотреть данные предложения. В случае необходимости, готовы предоставить дополнительные пояснения.

С уважением, Председатель Совета ФПП О.Н.Костина