- 10.11.2015
Ольга Костина: “Полиция – основа безопасности города”
О том, как противодействовать преступности, улучшить работу сотрудников полиции и привлечь к профилактике правонарушений горожан, рассказала в беседе с нашим корреспондентом председатель Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве, председатель правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» Ольга КОСТИНА.
— Ольга Николаевна, по каким критериям утверждалась ваша кандидатура как председателя Общественного совета?
— Я начинала свою работу в Общественном совете рядовым членом ещё в ту пору, когда столичное ГУВД возглавлял Владимир Пронин. Приобретённый опыт, мне кажется, имеет огромное значение в нашей общественной деятельности. Необходимо отметить, что все члены Общественного совета наделены равными правами и возможностями. Все мы, являясь гражданами общества, понимаем, что если платим налоги, то рассчитываем на качественную систему безопасности. Нам нужно знать, как она работает, насколько соответствует нашим требованиям. Наличие Общественного совета — принятый во всём мире механизм, который везде работает по-разному, но отвечает потребностям современного общества.
— Как вы оцениваете деятельность Общественного совета?
— У Общественного совета при московской полиции две основных функции. Первая — прикладная, когда работа ведётся непосредственно с тем, что происходит: происшествиями, жалобами или проблемами горожан. Вторая — перспективная, когда, разобравшись с этими вопросами, мы сможем сознательно продвинуться дальше, в направлении большей эффективности. Я считаю, что поступательность развития обеспечит ротация членов Совета (полномочия этого созыва продлены до трёх лет). Это поможет вовлечь в процесс больше граждан.
Самое главное в нашей работе, на мой взгляд, это готовность подойти к решению проблемы не только со всей ответственностью, но и с душой. Мои коллеги в качестве эксперимента готовы находиться в отделении полиции целую неделю, чтобы прочувствовать на себе выполнение тяжёлой полицейской работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физической, эмоциональной и моральной нагрузками. У членов совета работы достаточно, и тем, у кого она сопряжена с общественной деятельностью, как мне, например, гораздо проще «вариться в этом котле». Коллеги, не связанные с общественными вопросами, находятся в более уязвимом положении. Но они также хотят видеть собственный вклад в достижение общих целей, работая, например, наблюдателями на массовых мероприятиях. И не важно, что это происходит в выходной день, в плохую погоду. К счастью, сегодня решения, которых мы добились, более чётко регламентируют проведение массовых мероприятий и реально помогают сократить конфликтность. То, что сейчас кажется естественным, несколько лет назад приходилось добиваться ценой больших усилий.
— В состав Совета входит 35 общественных деятелей. Как удаётся прийти к совместному решению?
— В новом созыве Совета мы ушли от презентационных заседаний. Ранее мы довольно много говорили «за жизнь», многие вопросы направляли начальнику Главного управления. С точки зрения эффективности такие встречи бессмысленны. Сегодня Совет формирует конкретную повестку дня, исходя из диалога с гражданами, из собственного опыта, из проблем, возникающих в городе, которые поднимаются в СМИ.
Отмечу, что все наши коллеги участвуют в приёме граждан. Координацию деятельности осуществляем с помощью комиссий, на которых принимаем конкретные решения. Каждый член Совета может высказать своё мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения коллег. В оживлённой дискуссии приходим к консенсусу.
— Какие проблемы и ключевые вопросы сегодня наиболее актуальны?
— В первую очередь, это проблемы патрульно-постовой службы и кадровый голод. Ещё в прошлом созыве Совет организовал целую информационную кампанию по приглашению молодых сотрудников на работу в эту службу, как одну из самых ключевых в структуре полиции. Не так давно, прямо в день своего назначения, к нам на совет пришёл нынешний руководитель ГИБДД, с которым произошёл достаточно честный и конструктивный разговор о качестве работы. Мы считаем, что представителей этого подразделения необходимо вернуть в Градостроительный совет, из которого они были удалены. Скажите, как без участия полицейских, спланировать новостройку, парковку или детскую площадку? В работе по созданию в Москве комфортной и безопасной среды полиция должна принимать самое активное участие.
Остаётся открытым вопрос о снятии постов с выездов, в связи с чем проводится операция «Невод». Я считаю неприемлемым в условиях террористической угрозы сокращение двух подразделений: на транспорте и спецобъектах. Пристальное внимание необходимо уделить аварийному состоянию маршрутных такси. Актуальным также является вопрос пресечения деятельности неких объединений — казачьих отрядов быстрого реагирования (КОБР), не зарегистрированных как ЧОПы, но считающих себя добровольными помощниками правопорядка. Мы знаем, что на сегодняшний день таковыми являются лишь ДНД, ОПОПы. Мы уже дискутировали о том, могут ли в этой работе участвовать объединения, окрашенные в какие-то политические, религиозные или другие тона, и пришли к выводу, что нет. Действительно, полиция нуждается в помощниках, но регламентированных, действующих в рамках закона.
— Члены Общественного совета задействованы в укреплении связи «полиция — гражданское общество»?
— Самые совершенные суды, полиция, следственные органы не в состоянии в одиночку решить проблемы преступности. Невозможно без участия граждан, начиная с их элементарной бдительности и знаний своих прав, победить преступность.
Недавно были обращения групп граждан, которые обвиняли полицию или в излишней ретивости, или в бездействии. Такие конфликты и эксцессы разрешает так называемая «конфликтная группа» Совета.
К сожалению, сегодня ничтожное количество граждан используют шанс обращения с проблемами в Общественный совет, более того, совсем немного людей приходят на приём к руководителю Главного управления. Почему это происходит? Не хотят связываться, лень дойти или нет достаточной информации. Задача пиарить Общественный совет у нас никогда не стояла, но мы продолжим информировать население о работе Совета и полиции. Для этого у нас есть всё. В Совет входят представители ведущих московских СМИ. На сегодня мы ограничиваемся плотным сотрудничеством с Управлением информации и общественных связей столичной полиции. Они оказывают нам посильную помощь в любое время суток.
— Одна из наболевших проблем — профилактика правонарушений. Что общество и полиция могут сделать для повышения безопасности на улицах Москвы?
— Мы испытываем дефицит в социальной рекламе, связанной с профилактикой правонарушений. У нас нет информационных каналов для своевременных сообщений гражданам о новых возникающих угрозах. По-хорошему, вся система правовых программ должна быть настроена на это. Констатация криминальных сводок — здесь сбили, там арестовали — не решает проблемы безопасности горожан. Это должно быть пособие о том, как не стать жертвой преступления, но не оказаться и правонарушителем. Вопрос приучения граждан к правопорядку регулируется информационным фоном.
— С 2005 года вы возглавляете правозащитную организацию «Сопротивление». В чём заключается её миссия?
— Правозащитное движение «Сопротивление», председателем правления которого я являюсь, бесплатно помогает гражданам решать их повседневные проблемы, связанные с несовершенством законов. Среди них — личная безопасность, защита от криминала, справедливость правосудия, поддержка государством его граждан, защита детей от домашнего и сексуального насилия.
Права законопослушных граждан никому не интересны. За спиной преступника стоит целая система защиты его прав. У потерпевшего в России долгое время не было и половины прав, которые были и есть у преступника. Приведу в пример Германию. В уголовном законодательстве этой страны написаны правильные вещи в отношении жертвы преступления: «…государство несёт ответственность перед жертвой за то, что не смогло обеспечить безопасность, потерпевший — принципиальная фигура для правосудия». Именно с заявления потерпевшего начинается преследование и пресечение прав нарушителя. Граждан, таким образом, убеждают в том, что, содействуя спасению других людей, или просто на основании заявления о правонарушении, им гарантируется безопасность, правовая и социальная поддержка, пособие, компенсация и медицинская помощь. В России, к сожалению, потерпевший человек бесправен, уязвим, им можно манипулировать. Нелепо-презрительный настрой к жертве совсем не уместен. На месте потерпевшего может оказаться каждый. Очень важно, чтобы человек был защищён, чтобы преступник никогда больше не решился посягнуть на его жизнь. Потерпевший, дав показания, должен быть уверен, что это безопасно, что ничего не будет искажено.
— Расскажите немного о себе, о семье.
— Родилась в Москве, в 17 лет поступила на вечернее отделение журфака МГУ и вышла на свою первую работу — в редакцию журнала «Студенческий меридиан». До сих пор вспоминаю свой первый трудовой коллектив с огромной благодарностью.
С мужем мы вместе более 20 лет. Он тоже журналист по профессии, сейчас возглавляет фонд общественно-политических исследований и экспертиз. Дочь закончила институт востоковедения, изучает японский язык. Для меня семья — главное в жизни, её смысл и опора. Без поддержки близких мне не удалось бы выдержать десять лет борьбы за справедливость в отношении наших граждан, попавших в беду. Поскольку мы беседуем в преддверии профессионального праздника сотрудников МВД, мне бы хотелось пожелать российским полицейским прежде всего семейного благополучия. Ведь без крепкого семейного тыла на передовой борьбы с преступностью не обойтись.
Айрин ДАШКОВА, еженедельная газета “Петровка, 38”
2 комментария
Мадиня
09.02.2016 в 9:30Уважаемая Ольга Николаевна, моя семья оказалась в тяжелой жизненной ситуации. Мой сын оказался на скамье подсудимых. Прошел жестокие пытки. В настоящее время едет суд. Свидетели в своих показаниях не могут объяснить по каким критериям они опознают, ходатайство адвокатов судья в удовлетворение отказывает, в опознание идет нарушение по ст. 75, 166, 193. Подскажите пожалуйста , что нам делать. За ранее спасибо.
Кирилл Тимонин
10.02.2016 в 10:38Мадиня, добрый день! Есть два пути: первый – Вы можете обратиться в Общественную наблюдательную комиссию Вашего города, второй – Вы можете выслать документы по Вашему делу на timoninkirill@soprotivlenye.ru, посмотрим, что можно сделать в Вашей конкретной ситуации.