По несложным преступлениям правосудие обещают сделать быстрым, но справедливым



alttext



В правительстве продолжается работа над созданием особого порядка досудебного производства по небольшим и нетрудным в доказывании преступлениям. По официальной информации, он вводится исключительно для защиты прав как потерпевших, так и обвиняемых, которым тогда не придется ждать решений годами.

В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) в скором времени может появиться глава об особом порядке досудебного производства. Она должна заменить собой главу об упрощенной процедуре дознания, которую правоохранительные органы фактически не применяют. МВД, которому правительство поручило разработать эту «принципиально новую модель», в пояснительной записке привело статистику – «упрощенка» популярности у полиции, чекистов и наркоконтролеров не имеет. Количество дел, рассматриваемых ими по данной схеме, не превышает всего нескольких процентов.

Кроме непопулярности есть у этой схемы и еще один недостаток – это «высокая частота нарушений прав граждан на начальной стадии уголовного процесса, выражающаяся в препятствиях для своевременного доступа к правосудию и несоблюдении разумных сроков уголовного судопроизводства». Стоит отметить, впрочем, что упрощенное дознание введено лишь с весны 2013 года, так что правоприменительная практика не слишком убедительна. Однако еще менее убедительным выглядит механизм, который предлагается на замену «упрощенке».

Особый порядок досудебного производства будет разрешен по всем статьям Уголовного кодекса, с которыми работают дознаватели МВД, ФСКН, ФСБ и других госорганов. Напомним, что в основном это незначительные преступления. Согласия обвиняемого на особый порядок получать не надо, но зато ему будет полагаться адвокат с самого начала дела. Любопытно, что последнее должно открываться и закрываться в течение всего лишь 10 суток – если такой срок выдержать не удается, то следственные мероприятия переходят на обычный график.

По-особому нельзя будет привлекать несовершеннолетних, тех обвиняемых, в отношении которых необходимо выбрать арест как меру пресечения, а также плохо владеющих русским языком. Дело в том, что короткий срок для подготовки дела для суда не оставляет возможностей для поиска переводчиков. Потенциальных клиентов психбольниц и тех, кто готов дать показания на подельников, тоже на ускоренное дознание выводить запрещено. И вообще в УПК делается указание, что особое производство годится лишь для тех преступлений, доказывание которых не вызывает никаких затруднений.

Стоит отметить, что дознаватели работают, например, по статьям о мошенничестве, об организации проституции, наркотических преступлениях и нарушении общественного порядка. И хотя массовые беспорядки и насилие в отношении сотрудников полиции – самые распространенные статьи, скажем, в «болотном деле», – дознавателям неподвластны, но зато в их компетенции есть статьи о хулиганстве и об оскорблении представителей власти. Можно предположить, что применение этих статей к уличным протестантам в скором времени станет весьма распространенным. Принцип действия тут видится такой: сначала по особому порядку досудебного производства проводятся те, кто в принципе не может платить адвокатам и сопротивляться давлению, а потом наиболее упрямые и богатые уже идут по более тяжелым статьям Уголовного кодекса.

Иван Родин, обозреватель отдела политики “Независимой газеты