Резко снизилось число приговоров водителям за тяжелые аварии



alttext



Важное изменение в практике наказаний выявил Верховный суд: в стране резко упало число водителей, осужденных по уголовной статье за нарушение Правил дорожного движения.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год количество судимых по “водительской” статье Уголовного кодекса – N 264 – упало на 23 процента. Это очень много, учитывая, что тюрьмы недосчитались нескольких тысяч человек. Кто-то вовремя нажал на тормоз. Кому-то позволили помириться с пострадавшими, если под колесами никто не погиб или не стал инвалидом.

В прошлом году при авариях без смерти было прекращено более 5 тысяч уголовных дел. В это число входят и примирение с потерпевшими, и деятельное раскаяние. В перспективе уголовная статья может остаться для водителей крайней мерой на самый страшный и трагичный случай. Сейчас на правовой экспертизе в правительстве находится важный законопроект, разработанный в Верховном суде. Ответ может прийти уже в конце сентября. Не так давно пленум ВС России одобрил этот документ, который предлагает освобождать от уголовной ответственности за нетяжкие преступления, если человек раскаялся и загладил вину. Одними из постоянных “клиентов” такой нормы могут стать как раз виновники аварий, в которых никто не погиб.

При этом согласно проекту человека все равно могут наказать. Не тюрьмой, конечно, а чем-то иным, например штрафом или обязательными работами. Это позволит закрепить жизненный урок. Конкретное наказание подберет суд. Но главное – в биографии человека не будет пятна судимости.

Также проект включает зеленый свет и более широкому примирению. Оно станет возможно на любой стадии процесса, вплоть до последней минуты, когда судьи для вынесения решения по аппеляции вот-вот удалятся в совещательную комнату. А следователи перед отправлением нетяжкого дела в суд должны будут выяснять, согласны ли стороны помириться. Иначе дело могут вернуть. Судебная статистика означает, что аварий с кровью произошло пусть не намного, но меньше. Разбиваться стали машины, а не люди. Значит, наши дороги стали чуточку безопасней хотя бы для человека. Когда страдает железо, это не так страшно.

Столь богатую пищу для размышлений дает обнадородованная статистика. Судебный департамент подсчитал число людей, в разные годы попавших под статью 264 Уголовного кодекса “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств”.

Она грозит водителю в том случае, если в аварии тяжело пострадали или погибли люди.

Семь лет линия смерти и крови на дорогах, если привязывать ее к числу осужденных, ползла вверх. Но в прошлом году эта линия резко повернула вниз. Еще в 2013-м по водительской статье были осуждены 15 тысяч 271 человек. А в 2014-м уголовное наказание получили 11 тысяч 695 водителей.

Последний раз такое падение наблюдалось больше десяти лет назад. В 2003 году были осуждены 15 тысяч 940 водителей. А в 2004-м – 10 283. Потом несколько лет количество водителей-уголовников было примерно одинаковым, а начиная с 2007 – 2008 года линия печальной статистики медленно поползла вверх.

Наметанный глаз аналитика сразу заметит, что в начале века случилось нечто такое, отчего водители резко съехали со скамьи подсудимых. Разгадка оказалась проста. До декабря 2003 года уголовная ответственность распространялась также на причинение среднего вреда здоровью.

Средний, говоря простым языком, это когда неопасно для жизни, но все-таки серьезно. После поправок в УК средняя тяжесть на некоторое время вообще вылетела из наказуемых нарушений. Однако летом 2004-го она появилась в Кодексе об административных правонарушениях.

Вряд ли могут быть какие сомнения, что именно декриминализация аварий со средним вредом здоровью стала причиной столь резкого сокращения количества аварийных водителей, привлеченных к уголовной ответственности.

Что произошло в 2014 году, сказать сложно. Факты свидетельствуют: количество аварий с пострадавшими на дорогах снизилось не столь значительно. С 204 тысяч в 2013 году до 199,7 в 2014-м. Количество погибших сократилось и того менее: с 27 тысяч до 26,97 тысячи, то есть на 0,2 процента. Иными словами, умирать на дорогах меньше не стали. Чем же могло быть вызвано столь резкое сокращение количества осужденных?

Во-первых, конечно, тем, что не всякий виновник аварии, тем более с погибшими, сам доживает до суда. Многие водители-виновники погибают от полученных травм на месте ДТП. Некоторые позже, в больнице. Может, именно резким увеличением количества погибших виновников аварии объясняется столь яркое снижение? Вряд ли. Ведь и раньше лихачи-нарушители погибали в сотворенных ими же авариях. Доля недоживших до суда не могла резко измениться.

1118

Вторая возможная причина: чаще стали мириться. Примерно 40 процентов водителей попали под статью без отягчающих обстоятельств, то есть от их наезда никто не умер. Судебный департамент не стал разделять, сколько человек из них были пьяными за рулем, сколько трезвыми. Но любопытно, что общая доля осужденных за несмертельные аварии несколько снизилась. Обычно больше половины водителей садились на скамью подсудимых именно за кровь без смерти.

Причем здесь стоит пристально присмотреться к изгибу статистики. В 2003 году почти 65 процентов осужденных водителей сели из-за аварий, где была кровь, но не было смерти. В 2004 году их доля упала уже ниже сорока процентов, и такое соотношение сохранялось пять лет.

1119

Можно предположить, что провинившимся водителям в те годы чаще позволяли помириться с жертвами. Закон разрешает иногда закрыть дело, когда тяжких последствий нет, а виновник раскаялся и загладил вину. Но в 2009 году тенденция изменилась. Опять больше половины водителей получили судимость за нелетальные аварии. В 2013 году таких было почти 57 процентов от общего числа осужденных аварийщиков.

Важный нюанс: сейчас есть возможность примириться и в том случае, если в аварии погиб человек. Именно с такой ситуацией активно борется первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Он уже внес законопроект, который предлагает отменить возможность примирения с родственниками погибшего. Обоснования у этого довольно простые. Ведь в этом случае деньги получат родственники. А кто знает, в каких отношениях была с ними жертва аварии? Вдруг его гибель была им на руку, а тут еще и деньги получают. Таким образом заказные убийства можно организовывать.

Но гораздо более вероятна другая причина столь резкого снижения тех, кто был осужден по 264-й статье УК, при минимальном снижении аварий и погибших на дорогах. Это аварии с автобусами, которые стали расти как на дрожжах. В этом случае количество погибших и пострадавших увеличивается многократно, а виновник в такой аварии всегда один. И он, кстати, может погибнуть. Только за 7 месяцев этого года в России произошло 2594 ДТП с участием автобусов, что на 5,6 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года. В этих авариях погибли 184 человека. Это более чем на 37 процентов выше, чем годом ранее. Пострадало в них более 4 тысяч человек, а это прирост на 10 процентов.

Такая же тенденция роста происшествий с автобусами наблюдалась и в прошлом году. По словам ведущего специалиста экспертного центра “Движение без опасности” Максима Данилина, в России автотранспорт обеспечивает почти 60 процентов объема пассажирских перевозок. Сегодня парк автобусов насчитывает почти 900 тысяч машин. При этом более 400 тысяч у физических лиц.

1120

Нередко причиной ДТП становятся усталость и невнимательность водителя, что является следствием переработок. Для борьбы с этим с апреля 2014 года все коммерческие автобусы и грузовики в обязательном порядке оснащаются тахографами – устройствами, контролирующими режимы труда и отдыха водителей. Однако не все автоперевозчики их устанавливают.

По данным ГИБДД, с начала 2015 года было составлено более 212 тысяч административных материалов по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ (управление без тахографа или с несоответствующим, неисправным устройством). 68 процентов протоколов было составлено за отсутствие тахографа, 16 процентов за неработающее или неисправное устройство, 2 процента за несоответствие тахографа требованиям и 14 процентов за нарушение правил пользования прибором.

Владимир Баршев, Владислав Куликов, Российская газета