С заботой о потерпевших



alttext

Кирилл Тимонин

«10 декабря 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 792475-8 «О внесении изменений в статью 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки, в настоящее время значительное число преступлений совершается дистанционно. Это означает, что потерпевшие фактически могут проживать в разных регионах страны (при условии совершения преступлений одним лицом), в то время как предварительное следствие по уголовному делу может происходить в регионе, где, например, денежные средства были сняты с банковской карты (п. 25.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 15.12.2022) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Отметим, что в большинстве случаев потерпевшие обращаются с сообщением о преступлении в ОМВД по месту жительства, где следователями в рамках проверки по заявлению или по возбужденным уголовным делам направляются запросы в кредитные организации для получения сведений о владельцах банковского счета, на который были перечислены денежные средства. Но, зачастую, проходит ни один год прежде чем удается получить необходимую информацию. Говорить о том, что безусловно все следователи запрашивают информацию о аналогичных случаях в других субъектах Российской Федерации и вовсе не приходится: за все годы в адрес Фонда лишь единожды приходила информация от следователей из Нижегородской области, которые предпринимали меры по поиску уголовных дел, в которых мошенниками использовались аналогичные счета и номера телефонов.

Фактически сейчас мошенники используют банковские карты и счета подставных лиц (дропперов). Указанные счета используются лишь определенное время, как правило непродолжительное, для дальнейшего вывода денежных средств, так как впоследствии будут блокироваться банками в связи с подозрительными операциями.

Еще один момент. Процент раскрываемости дистанционных мошенничеств, к большому сожалению, ничтожно мал, да и мошенники постоянно совершенствуют схемы, понимая, как работает следствие.

Популярно сейчас и использование криптокошельков. Но задайте себе вопрос: многие ли вообще понимают механизм работы криптовалют, не говоря уже о способах установления владельцев криптокошельков?

Безусловно, внесение изменений в УПК расширяет права потерпевших, но на практике, боюсь, особо ничего не изменит. Указанным законопроектом, например, никак не регламентируются случаи, когда в двух субъектах будет равное количество потерпевших. Потерпевшие в каком субъекте будут иметь преимущественное право?

Действующее уголовное законодательство позволяет следователям давать поручения о производстве необходимых следственных действий, в том числе допросе потерпевших по месту их жительства, личный визит для этого в другой субъект – не требуется. УПК также допускает возможность соединения уголовных дел (ст. 153 УПК РФ).

Таким образом, несмотря на громкие заголовки, практической пользы указанный законопроект, вероятнее всего, не несет. Справедливости ради – и вреда тоже.

Старший юрист ФПП Кирилл Тимонин.