Верховный суд предложил запретить аресты тяжелобольных



alttext

Верховный суд Российской Федерации

Верховный суд России подготовил проект поправок в УПК, призванный серьезно сократить количество арестов в стране. Если человек обвиняется в ненасильственном преступлении, потребуются веские основания, чтобы отправить его в СИЗО. Одновременно предлагается радикально сократить возможность ареста женщин, имеющих малолетних детей, и совсем запретить аресты тяжелобольных граждан.

Как рассказали в Верховном суде страны, в прошлом году судами было удовлетворено 55 тысяч 196 ходатайств об аресте лиц, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях, не связанных с применением насилия. Кто-то украл что-то по мелочи. Кто-то взял, как говорится, на лапу: коррупция хоть и ужасное преступление, но все-таки с насилием не связанное. Кто-то еще как-то набедокурил, никого не поранив.

Как подсчитали в Верховном суде, из арестованных по ненасильственным делам 2593 лица (5%), обвинялись в преступлениях небольшой тяжести. То есть реально речь шла о какой-то мелочевке. Еще 14 861 лицо (27%) обвинялось в преступлениях средней тяжести. Оставшиеся 37 742 лица (68%) проходили по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Это могли быть, например, крупные аферы. Или масштабная коррупция.

Понятно, что нередко арест мошенника вполне оправдан. Человек может скрыться с деньгами и уйти от правосудия. Однако в Верховном суде, проанализировав практику, сочли, что потенциал у идеи сокращения арестов есть.

“В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает дифференцированного подхода при избрании меры пресечения в зависимости от того, связано ли преступление, в совершении которого подозревается или обвиняется гражданин, с применением насилия или угрозой его применения”, – пояснили в Верховном суде России.

Иными словами, формально нет разницы, украл человек несколько тонн картошки или приставил пистолет к голове соседа. Алгоритм действия судьи при рассмотрении ходатайства об аресте будет один и тот же. Подготовленный же законопроект обязывает судью обращать особое внимание на то, обвиняется человек в насильственном или ненасильственном преступлении.

“Предлагается предусмотреть возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести только в случае, если подозреваемый или обвиняемый пытался скрыться либо им нарушена ранее избранная мера пресечения”, – поясняют в Верховном суде.

Таким образом, если человек, обвиняющийся в мелкой краже, не сидел дома под домашним арестом или был взят прямо у трапа самолета, то у суда будут основания отправить его в СИЗО.

Если же фигурант проходит по делу средней тяжести, не связанному с насилием, арест будет возможен в четырех случаях.

“Эти обстоятельства включают попытку обвиняемого или подозреваемого скрыться, нарушение ранее избранной меры пресечения, отсутствие у него места жительства или места пребывания и неустановление его личности”, поясняют в Верховном суде страны.

Всегда непростой вопрос, когда арест грозит маме маленьких детей. Возможно, она действительно наломала дров и наделала ошибок. Однако детей жалко. Поэтому предлагаются дополнительные ограничения для ареста мам.

“В отношении женщин, имеющих малолетних детей, предлагается предусмотреть возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу только при условии, что они подозреваются или обвиняются в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях – преступления средней тяжести насильственного характера”, сообщили в Верховном суде.

Еще одна новация: предлагается установить запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, страдающего тяжелым заболеванием, препятствующим его содержанию под стражей. Сегодня, поясняют в ВС России, по этому вопросу имеется законодательный пробел. Так что арестовать могут даже человека, которого в тюрьме по здоровью держать нельзя.

Владислав Куликов, Российская газета