«Знание своих прав у россиян очень востребовано!»



alttext



«Сопротивление» радо, что проблема защиты потерпевших нашла отражение в докладе Уполномоченного по правам человека», – заявила Ольга Костина в эфире программы «Право на защиту». По мнению лидера движения, у нас есть все шансы помочь огромному количеству людей, а государству более эффективно реализовывать социально ответственную политику.

Ильмира Маликова: Последние недели для правозащитного сообщества были очень важными, потому что неделю назад правозащитное движение «Сопротивление» в качестве полноправного члена было принято в Европейскую Ассоциацию по правам потерпевших, а так же в «Российской газете» был опубликован доклад Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина о положении потерпевших в Российской Федерации. Для «Сопротивления» это большое событие, потому что материалы для этого доклада были подготовлены нашими специалистами. Почему, Ольга, Вы считаете, что это важно?

Ольга Костина: Все мы знаем о том, что президент России Медведев одним из главных тезисов своей политической деятельности с самого начала обозначил борьбу с правовым нигилизмом и недоверием к правосудию. Теперь мы все ждем что будет конкретно происходить за этим… Для нас наступает очень важный момент, потому что мы готовили свой доклад почти год. Мы признательны сотрудникам аппарата Уполномоченного, потому что долго, въедливо, тяжело, со спорами, но, тем не менее, доклад вышел. Все те выводы, о которых нам кажется важным говорить, имеют реальные шансы на продвижение, потому что этот доклад, как мы знаем, рассылается всем силовикам, всем госорганам в каждый регион. Что для нас самое главное – 10 июня Владимир Лукин встречается с президентом. И среди других важных тем прав человека, думается, будет идти речь и о докладе по правам потерпевших. О проблемах жертв говорил новый министр юстиции Коновалов, министр внутренних дел Нургалиев, председатель Конституционного суда Зорькин. Конституционный суд неоднократно говорил о том, что нужно менять законодательство в данной области…. Я надеюсь, что этот доклад, объединение усилий Уполномоченного и руководства страны даст свои результаты. Когда мы говорим о доверии к правосудию, мы должны понимать, что оно базируется, в первую очередь, на потерпевших. Если человек потерпел от преступления, и правосудие вернуло его в нормальную жизнь, то после этого мы можем говорить, что правосудие свершилось.

Ильмира Маликова: Правовая безграмотность заключается, прежде всего, в том, что население не знает о своих правах…

Ольга Костина: Вы ведь ничего не совершаете. Вы – законопослушный гражданин, поэтому зачем, как Вам кажется, изучать уголовный кодекс!? Если Вы всегда переходите улицу на зеленый свет, то Вы не верите, что Вас может переехать автомобиль. Но мы то видим свой зеленый свет, а некоторые свой красный не видят… Знание своих прав у граждан России очень востребовано. Мы это проверили на себе, потому что когда мы рассказали о том, что нами, благодаря Общественной палате, издана книга «В помощь потерпевшему» – мы получили шквал заявок на ее приобретение. Я хочу сказать всем, кто нам писал, в том числе из регионов, что все кто присылал заявки, книгу обязательно получат, потому что это вопрос времени. Сейчас мы будем так же думать, как мы ее будем распространять по библиотекам в регионах… Хочу обратиться к коллегам в регионах: если ваша деятельность сходна с деятельность нашей организации, а я знаю, что есть организации, которые защищают определенные категории потерпевших, если Ваша деятельность сервисная – вы помогаете гражданам которым нужна конкретная помощь, будьте добры, свяжитесь с нами – позвоните, напишите письмо через сайт, потому что наша задача на этот год – расширяться, объединять конструктивные силы, которые занимаются защитой потерпевших. Мы будем создавать региональную сеть, мы ищем волонтеров, ищем тех, кто готов этим заняться. Мы готовы приехать помочь на местах организовать эту деятельность. Она не столь сложна, как кажется, хотя, безусловно, тяжела эмоционально.

Ильмира Маликова: Принято считать, что законодательной инициативой у нас обладает Совет Федерации, Госдума, исполнительные органы, а общественные организации этой инициативой, как правило, не обладают. В нашем же случае мы имеем четкий взгляд правозащитников на то, что надо изменить…

Ольга Костина:  Сейчас у нас есть уникальный шанс помочь огромному количеству людей. Когда доклад вышел, одними из первых кто откликнулся и позвонил нам – это сотрудники Конституционного суда. Буквально через день после публикации доклада они приехали к нам в офис и сказали, что есть все шансы добиться, в том числе, компенсационных механизмов для жертв преступлений в нашей стране. Для этого необходим заявитель, человек, который решится на этот шаг взаимодействия с Конституционным судом и, конечно, в этой ситуации очень важен аппарат Уполномоченного, потому что, как было сказано, общественные организации этим не обладают, а вот внимание к любому запросу аппарата Уполномоченного и его самого в Конституционном суде очень высоко. В российской Конституции есть 52-я статья. Она абсолютно четко, буквально, в двух-трех предложениях однозначно говорит о том, что государство компенсирует гражданину ущерб, нанесенный преступлением. Статья есть, но она не работает! Конституционный суд готов к тому, чтобы хотя бы поговорить об этом. Интересно, например, что в законе Германии есть два совершенно потрясающих тезиса. Там написано о том, что государство несет совокупную ответственность, потому что жертва является ключевой фигурой в процессе, потому что-то после ее заявления начинается уголовное преследование преступника.

Ильмира Маликова: Противники компенсации говорят о том, что, во-первых, это очень большие деньги, во-вторых, в нашей стране, где не работает право, тут же начнутся какие-то махинации, и в принципе, это невозможно, потому что страна большая и закон не будет принят, поскольку государство признает, в таком случае, свою вину.

Ольга Костина: Государство признает не свою вину, а свою ответственность. Мы его и создавали для того, чтобы оно было ответственно за то, что происходит. Мы делигируем правительству, депутатам и т.д. заботу о себе, полагая, что они профессионально будут этим заниматься. Отрицание государством своей ответственности уничтожает его смысл.Что касается огромных сумм, то потерпевшими, к сожалению, являются не только те, у кого погибли близкие, но и те, у кого срезали сумочку, разбили окно в автомобиле. В Кемеровской области потерпевшим выплачивается от 3-х до 30 тысяч рублей, но для человека, которому выплачивают даже 3 тысячи рублей – это важно, а сумма не так велика….Принято считать, что потерпевшему не нужен бесплатный адвокат, потому что на его стороне гособвинитель. Это было бы чудесно, если это было бы так. Но, к сожалению, современные гособвинители воспитаны на следовании, так называемой, букве закона и они не видят потерпевшего, они не видят его проблем. Я не говорю, что так ведут себя все, но на прокуратуру и гособвинение очень много жалоб.

Ильмира Маликова: Хотелось бы вернуться к очень важному событию, которое произошло несколько дней назад вступлению «Сопротивления» в ряды Европейской организации Поддержки Потерпевших. Что значит это событие?

Ольга Костина: Членство накладывает на нас определенное количество обязательств, но они не такие уж обременительные. Очень важно, что этот Форум объединяет 21 страну Европы и существует более 10 лет. В рядах этих организаций находятся очень серьезные люди, которые могут быть нашими лоббистами. Главное, что, используя их опыт, используя наш, мы будем стараться оказывать поддержку нашим гражданам, которые находятся за рубежом  и нуждаются в помощи.