Криминальная милиция вора из-под земли достанет



alttext



Ежедневно услугами московского метро пользуются миллионы людей. Это делает подземный транспорт объектом особого попечения правоохранительных органов. Значительное число правонарушений, совершаемых в московской подземке, являются преступлениями криминального характера. Предотвращением и профилактикой таких правонарушений, начиная с карманных краж и заканчивая нападениями на граждан, занимаются сотрудники криминальной милиции. О практике работы этой службы в московском метро рассказал в эфире «Радио России» Сергей Желтков, заместитель начальника службы криминальной милиции, управления милиции на Московском метрополитене.

Сергей Желтков: Как место, в котором большие скопления людей, метрополитен традиционно привлекает воров-карманников и людей, которые пытаются добыть средства преступным способом, например, чтобы купить наркотики.

Ильмира Маликова: Теснота, которая есть в московском метро, наверное, дополнительно провоцирует такого рода правонарушения. Они участились за последний год, полгода? Я не случайно об этом спрашиваю, многие ваши коллеги говорят, что, возможно, в связи с кризисом в их «наземной деятельности» рост преступлений наметился где-то с ноября месяца.

Сергей Желтков: По итогам 2008 года произошел незначительный рост зарегистрированных преступлений, связанных с карманными кражами и грабежами. Причем грабежи связаны в основном с «рывками» мобильных телефонов, КПК, плееров,  предметов, которые люди часто используют в метрополитене, чтобы скоротать время.

Ильмира Маликова: Таким образом, жертва сама демонстрирует предмет….

Сергей Желтков: Практически всегда да. В старые времена, в 80- годы были распространены такие преступления, как рывки шапок и золотых цепочек. Шапки рвали зимой, цепочки летом. В основном это происходило, когда диктор объявляет «Осторожно, двери закрываются». Злоумышленник хватает предмет и выскакивает. Жертва уезжает и ему уже сложнее сразу обратиться к работникам милиции.

Ильмира Маликова: Сравнивая с советским временем и даже предыдущими годами можно было теоретически представить ситуацию, когда рывком можно было снять шапку и убежать. Сейчас сложно представить ситуацию, что кто-то что-то вырывает и дальше пытается выйти из вагон. Сложно! Такие же пассажиры стоят стеной…

Сергей Желтков: Здесь тонкость в том, что карманные кражи совершаются в основном в утренние и вечерние часы пик, либо в ночные часы, когда совсем мало людей. Воруют у спящих, тех, кто немного злоупотребил спиртным. А грабежи, рывки мобильных телефонов, происходят, когда метро более свободно, днем, когда пассажиропоток спадает, в выходные дни. То есть для каждой категории преступлений существует свое время, место и способ.Звонок радиослушателя: Сотрудник МВД на Ждановской задержал особо опасного преступника, объявленного в розыск еще при СССР, и за это был награжден орденом «Красной звезды» и сразу представлен к офицерскому званию. Почему милиция не делает заявку на создание документального фильма об этом сотруднике милиции?

Сергей Желтков: Это особенно приятно, что первый вопрос о поощрениях. Сейчас наша пресс-служба активно старается показывать деятельность сотрудников милиции, которые отличились при задержании преступников. Есть и документальные фильмы, и выступления в различных СМИ. Данный случай пока не нашел свое отражение, но мы попробуем ориентировать на это нашу пресс-службу.

Ильмира Маликова: Сергей Вячеславович, скажите, пожалуйста, место работы криминальной милиции на Московском метрополитене, где начинается ваша юрисдикция и где заканчивается? Это работа на платформе, до входа и выходы из метро, это зона рядом с метро?

Сергей Желтков: Если характеризовать это с точки зрения юридической, то у каждого подразделения есть своя территория. Наша заканчивается на выходе из метрополитена.

Ильмира Маликова: То есть, то, что за турникетами, уже не ваше? 

Сергей Желтков: Практически да. В любом случае, наши сотрудники задерживают преступников и на территории города и участвуют в городских операциях. Есть старая поговорка, что нормальный сотрудник милиции не может пройти мимо правонарушения, где бы он не находился. Идя домой, он тоже сотрудник милиции, таких фактов достаточно много и они тоже нашли свое отражение в прессе и было поощрение сотрудников руководителями города. Звонок радиослушателя: Довольно часто пассажиры метро слышат объявление, сделанное от имени московской милиции о том, что нужно обращать внимание на подозрительных лиц. Может, вы как-то конкретизируете это объявление, что имеется в виду? Как обратить, куда идти, чтобы не превратить это в манию, а в действенную помощь сотрудникам милиции.Сергей Желтков: Есть несколько причин такого объявления. Наверняка, все успели заметить, что в течение нескольких лет в метро монтировались колонны экстренного вызова. Красно-синие колонны с двумя кнопками, нажав которые гражданин может обратиться за помощью, либо получит справочную информацию. Есть технические возможности получения видеоинформации. Нажав на кнопку человек становится виден сотруднику селекционного центра , который принимает решение как поступать дальше с его информацией. Либо оказывает ему помощь, куда ему пройти, либо сообщает на пульт милиционера и дальше милиционеры включаются в работу. Объявление делается для повышения бдительности граждан. Связано это с угрозами возможных террористических актов, проявлений хулиганства, бывают случаи, когда хулиганит молодежь, болельщики. Есть просто подозрительные фигуры, которые заходят в метро, долгое время стоят на платформе. Они могут представлять угрозу или интерес. Пассажирам самим дается возможность определиться, вызывает этот человек подозрения или нет, а дальше разберутся правоохранительные органы.

Ильмира Маликова: Скажите, в связи с этим – с одной стороны, есть такие тревожные кнопки, чтобы человек, заметивший подозрительное лицо, может сообщить об этом, с другой стороны на станции работают сотрудники милиции и ведется видеонаблюдение. Людей бесцельно шатающихся, опасные группы и ваши сотрудники могут отслеживать?

Сергей Желтков: Естественно, им ставится такая задача ежедневно. В любом случае, установка колонн экстренного вызова и кнопки в вагонах пассажир-машинист – это быстрота получения информации. То есть человеку проще увидеть в центре платформы тревожный столб и обратиться по нему, чем бегать и искать милиционера, он может быть в другом конце платформы. При том количества народа, пассажир может его просто не увидеть. На сегодняшний день в метро работает и мобильная связь. Есть возможность просто позвонить по телефону 02. Милиция отреагирует очень быстро, но все равно тревожная кнопка дает возможность максимально оперативно отреагировать на какое-то происшествие, на любую информацию : кому-то стало плохо, задымление.

Ильмира Маликова: Часто обращаются? Сергей Желтков: Ежедневно на каждой станции бывает до десяти обращений, особенно на центральных станциях. Это не всегда происшествия. Бывают вопросы как пройти.Звонок радиослушателя: Почему в переходах метро совершенно открыто продают дипломы о высшем образовании?

Сергей Желтков: Эта проблема существует, хотя сейчас она менее выражена, чем некоторое время назад. С этой категорией граждан проводится активная работа не только криминальной милицией, но и милицией общественной безопасности привлекаются к ответственности данные граждане. Есть уголовные дела по данным фактам. А то, что продолжают стоять, здесь ситуация такая, что нельзя раскрывать всех секретов борьбы с этим явлением. Стоят люди, которые сами преступления не совершают. Зачастую,  может стоять какой-то мальчик-студент, который за незначительные средства соглашается стоять с табличкой, а потом передает телефон, по которому уже звонит человек, который к нему обратился. И следует отметить, что к этим людям обращаются лица, которые заведомо идут на правонарушение. С этой проблемой сейчас активно борются, количество таких людей уменьшилось.

Ильмира Маликова: А вам, как начальнику криминальной милиции известно, сколько стоят отступные, чтобы в течение дня сотрудник милиции не подходил к человеку продающему в метро? Мы говорили, о том, что похвалили московскую милицию на метрополитене, но ведь ясно, что бывают и такие случаи.

Сергей Желтков: Такие факты выявлялись сотрудниками службы собственной безопасности. Конкретных расценок нет. Если такой будет иметь место, сотрудник, естественно, будет привлечен к ответственности.