Право на защиту от наркотиков



alttext



За последние десять лет международная наркомафия организовала в России широкий рынок сбыта наркотиков. В результате, с 90-го года уровень их потребления в нашей стране вырос десятикратно. Это наносит действительно серьезный удар по генофонду нашей нации. Еще одна проблема заключается в том, что борьбу с наркотизацией населения внутри страны приходится вести на фоне набирающих силу мировых тенденций либерализации потребления наркотиков. Об этих и другие не менее острых проблемах в понедельник, 29 июня, рассказал Александр Алексеев, президент Благотворительного фонда профилактики и реабилитации больных наркоманией «Нарком».

Ильмира Маликова: Ваш фонд насчитывает уже более 12 лет плодотворной работы, и в последнее время вы все больше расширяете поле деятельности. У вас есть «горячая» линия. Давайте начнем с нее, потому что она представляет собой основу реальной, действенной работы…

Александр Алексеев: «Горячая» линия у нас работает с 8 до 20 часов по будням. Любой гражданин может позвонить по телефону 8 (495) 2 500 500. Позвонив на «горячую» линию, вы можете, во-первых, задать дежурному, который примет ваш звонок, вопросы, которые у вас формулируются, а во-вторых, вы можете записаться на прием к специалисту – наркологу, психологу, адвокату, социальному работнику. 26 июня, в Международный день борьбы с наркоманией, мы официально презентовали нашу Общественную приемную, и с 1 июля у нас начнется прием населения по предварительной записи. Надо сказать, что Общественная приемная у нас была и до презентации, только теперь мы ее, если угодно, легализовали.Мы, как некоммерческая благотворительная общественная организация, не лечим больных наркоманией. Мы не предлагаем никаких лечебных программ, мы даем консультации. Очень важно, особенно для родителей (а звонят, как правило, родители), знать точно, куда можно обратиться, как родители должны разговаривать со своим ребенком, что они должны и что могут сделать. Потому что, конечно, основной вопрос: «Что мне делать, если я узнал, что мой ребенок употребляет наркотики? Куда обратиться?» Сразу скажу, что обратиться, к сожалению, можно в очень ограниченное количество мест. У нас на страну всего два или три диспансера, которые работают по реабилитации до полугода. Диспансеров длительного содержания в стране нет. А ведь мы задавали подобные вопросы, и министерство вот уже два года не может ответить нам, сколько реабилитационных центров реально существует в стране. А самое главное, что до сих пор у нас не сформулировано, кто же должен заниматься профилактикой. Раньше этим занималась прокуратура, суд, милиция, профсоюзы, комсомол… А сейчас у нас ходят слухи, что профилактикой должны заниматься только общественные организации. Тогда возникает вопрос: «Господа, а что вы сделали для этих общественных организаций?» За время существования нашей организации я уже побеседовал со многими послами. И во многих странах транспорт, здания, сооружения абсолютно четко были переданы организациям, которые взяли на себя эту функцию. У нас же не то что не передают, а даже еще хуже…Скажем, недавно я отправил обращение господину Перминову в Главкосмос с просьбой, чтобы 26 июня космонавты обратились к населению и сказали, условно говоря, что наркотики – это плохо. Мы хотели организовать такую акцию. Конечно, товарищи из Главкосмоса позвонили, прежде всего, в Госнаркоконтроль и спросили, знают ли там нашу организацию. Те ответили: «Не знаем и знать не хотим». В то время как мы в программе города Москвы уже с 2000 года занимаемся этой проблемой, у нас достаточно большой подписной тираж, нас знает фактически вся страна… Однако в итоге 26 июня по одному из каналов я видел, что наши космонавты дружно высказывались по этой теме. Слава богу, что они хотя бы воспользовались нашей идеей. Мне все равно, кто из Роскосмоса говорит об этом, главное, чтоб говорили.

Ильмира Маликова: Международный день борьбы с наркоманией, который отмечается каждый год 26 июня, на ваш взгляд, что-то дает? Или это какая-то очередная условная дата?

Александр Алексеев: Вы знаете, это абсолютно условная дата. Да, во многих странах в этот день кто-то выходит на улицы, митингует, есть много организаций, которые это поддерживают. Но, к сожалению, все эти организации разрознены, они абсолютно не финансируются, родители, обезумевшие от горя, прекрасно понимают, что им никто не поможет, все  коммерческие центры, которые у нас существуют, просто недоступны… Поэтому, хоть Минздравсоцразвития и декларирует разные соответствующие программы и тому подобное, они все существуют только на бумаге. Буквально месяц тому назад был съезд федеральных наркологов из субъектов Российской Федерации, где констатировалось, что наркомания планово и динамично захватывает все большее и большее количество народонаселения нашей страны. По нашему мнению, которое в первый раз мы озвучили еще в 2006 году, в России сейчас около 15 млн. наркоманов (вместе с психоактивными веществами и всем тому подобным). А Госнаркоконтроль сначала, 2 года тому назад,  заявлял, что их было 6 млн., сейчас уже осталось 3,2 млн. А к 2010 году они вообще планируют победить все это дело. Вы знаете, кого-то действительно победят. Те, кто начали употреблять 5 лет тому назад, они уже побеждены: они все на кладбище. Поэтому на миллион количество, конечно, сократится. Но опять же, кто проводит этот мониторинг? Средства-то государством не выделяются. Более того, нельзя закрывать глаза на то, что сейчас очень динамично развивается возрастная наркомания, то есть, наркомания среди лиц пожилого возраста. Если раньше у нас был пивной алкоголизм, то сейчас мы динамично подходим к тому, что у нас во дворах, на подоконниках сажается марихуана…

Ильмира Маликова: В Международный день борьбы с наркоманией была обсуждена государственная программа борьбы с наркоманией, которую Госнаркоконтроль в очередной раз попытался обсудить и принять. Она вновь содержит те же самые тезисы о том, что нужно ужесточить наказание самих наркоманов, использовать метадоновые программы и так далее. Не получается ли так, что мы все время топчемся на одном месте и по-настоящему комплексной государственной программы у нас до сих пор нет, потому что совершенно очевидно, что в нее необходимо вовлекать не только правоохранительные структуры, но и неправительственные организации, и общество в первую очередь?

Александр Алексеев: Во-первых, на сегодняшний день у нас нет не то что программы, но нет даже концепции антинаркотической политики в Российской Федерации. Вот буквально 31 марта 2009 года состоялась научно-практическая конференция, проводимая нашим фондом. В ней как раз обсуждались элементы антинаркотической  концепции, и в обсуждении принял участие Первый заместитель руководителя аппарата ГАК (Государственного антинаркотического комитета) господин Маняткин. Были ученые из Москвы, из Твери, из Архангельска, из Санкт-Петербурга. Мы пришли к выводу, что, по большому счету, без профилактики ничего сделать невозможно. Что такое профилактика? Это предупреждение того заболевания, которое у нас есть, будь то наркомания, алкоголизм, табачная зависимость или какая-то другая. То есть, это достаточно серьезная программа, достаточно научно обоснованная программа. Однако она сейчас совсем не учитывается…