Собачья работа



alttext



Сколько существует человечество, столько его сопровождают собаки. В течение многих лет они находятся и на службе у человека. Об этих незаменимых животных и о том, как они помогают предотвращать и раскрывать преступления, в понедельник, 24 августа, рассказал начальник Зонального центра кинологической службы ГУВД по городу Москве подполковник милиции Николай Владимирович Зотов.

Ильмира Маликова: Собаки сопровождают человечество миллионы лет. А сколько лет они служат в кинологической службе?

Николай Зотов: В этом году кинологическая служба в системе милиции, в МВД, отметила свое столетие. 21 июня 1909 года в Санкт-Петербурге был создан первый питомник. И от этой даты мы ведем свое летоисчисление.

Ильмира Маликова: Мы уже настолько привыкли, что и в работе российской милиции, и в работе полиции других стран мира принимают участие собаки, что невозможно представить ситуацию, когда милиционера или полицейского не сопровождал бы четвероногий помощник. Тем не менее, кинологической службе всего сто лет. Как так получилось?

Николай Зотов: Дело в том, что с годами система полиции в разных странах совершенствовалась, применялись новые способы и методы раскрытия преступлений. В частности, собаки впервые начали применяться для раскрытия преступлений в прошлом веке. В первую очередь стали использовать такие их навыки, как нюх, возможность работать по следу, по запахам, оставленным преступником на месте преступления. Соответственно, началось внедрение новых методов дрессировки собак с целью получения возможности использовать их в этом важном деле.

Ильмира Маликова: А насколько эффективно использование собак в правоохранительной деятельности? Потому что сейчас довольно часто говорят, что пора уже использовать достижения научно-технического прогресса и что подчас приборы могут быть точнее, чем человеческая интуиция или привлечение служебных животных…

Николай Зотов: Еще ни один прибор пока не заменил собачий нюх. И я думаю, что в ближайшие сто лет вряд ли будет создан прибор по эффективности аналогичный собачьему носу.

Ильмира Маликова: В свое время очень популярным был фильм «Ко мне, Мухтар!», где подготовка собаки – сотрудника милиции была показана со всей очевидностью, как и взаимоотношения человека и животного и задачи, которые перед ними ставились. Это фильм был снят в начале 70-х годов. За прошедшее время что-нибудь изменилось? Необходимо ли сейчас снять какой-то принципиально новый фильм, чтобы поднять престиж вашей службы?

Николай Зотов: Ну, вы знаете, принципиально новых фильмов снято уже много, и нашими, и зарубежными специалистами. И к их чести нужно сказать, что эти картины очень популяризируют работу нашей службы. Как в свое время под влиянием фильма «Следствие ведут знатоки» многие пришли на работу в московский уголовный розыск, так же многие граждане под влиянием картин, в которых прежде всего показаны работа и доброта служебных собак, при помощи которых раскрываются преступления, спрашивают, можно ли работать в нашей службе, как дрессировать собак, и так далее.

Ильмира Маликова: Насколько же отличается то, как показана эта служба в кинофильмах, от реальности, которая существует на самом деле?

Николай Зотов: Любое искусство, будь то живопись, архитектура или музыка, идеализирует реальную жизнь. Но художники зачастую показывают нам, к чему надо стремиться. Поэтому вымысел режиссеров, снявших все эти фильмы, возможно, когда-нибудь будет воплощен нами в нашей практической деятельности.

Ильмира Маликова: Сколько людей работает в вашем подразделении и кто эти люди?

Николай Зотов: В системе кинологической службы ГУВД по городу Москве имеется Зональный центр кинологической службы, а в каждом округе имеется свой центр кинологической службы, где служебные собаки используются по различным направлениям, например, для раскрытия преступлений, для предотвращения преступлений, с профилактической целью, для поиска наркотиков и взрывчатых веществ. Всего в нашей службе занято около семисот человек, которые используют около шестисот собак. Кинологи представляют и рядовой состав, и офицерский.

Ильмира Маликова: Какими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы попасть в вашу службу? И нужны ли вам сейчас люди?

Николай Зотов: Вообще, у нас люди очень умные, грамотные. Человеком, который хочет работать в кинологической службе, прежде всего движет любовь к животным. Все кинологи у нас являются сотрудниками милиции, и, соответственно, требования по приему на службу в органы внутренних дел распространяются и на сотрудников кинологической службы. То есть, это должны быть физически здоровые люди, имеющие среднее образование, и так далее. Все эти требования описаны в соответствующих документах. Кадры мы берем из действующих сотрудников милиции, которые, например, изначально поступили в патрульную службу или вневедомственную охрану, но потом, работая там и, может быть, увидев работу кинолога или узнав, как обратиться в нашу службу, решили перейти к нам. Кроме того, наши подразделения все-таки известны везде, поэтому зачастую граждане обращаются к нам и напрямую. Могу от себя заметить, что у нас в подразделении очень небольшая текучка. Людей, которые пришли к нам, заявили, что хотят работать с собакой, а потом, немножко поработав, поняли, что это не их дело, и ушли, очень мало. Это буквально единичные случаи, которые за все время своей службы я могу пересчитать по пальцам. Но как правило, человек, даже уйдя от нас, устраивается в смежные структуры других силовых ведомств и опять же просит работать с собакой.

Ильмира Маликова: А кто воспитывает ваших собак? Сотрудники вашей службы? Или есть какое-то специальное подразделение, которое занимается уходом за животными? В этой части нашей программы я хотела бы поговорить о человеческой составляющей…

Николай Зотов: Человеческая составляющая – это у нас основное. Потому что в основном на месте происшествия все-таки работает кинолог. От его умения понять, что же собака ему подсказала своим поведением, зависит очень многое. Поэтому чем больше времени человек на нашей службе будет проводить с собакой, тем лучше они будут работать вместе. Это и прогулки по лесу, и уход за животным. Весь рабочий день у нас как раз и заключается в том, что каждый сотрудник работает исключительно со своей собакой. Он ее воспитывает, готовит, дрессирует. Соответственно, эту собаку он и применяет на практике. Можно так сказать, что каждый кинолог является хозяином своей собаки, и животное так его и воспринимает. Если же человек в отпуске или болен, за его собакой ухаживает его товарищ, без присмотра она не остается. Но на вызовы с чужой собакой никто не выезжает.