В помощь свидетелю



alttext



Первый в 2009 году выпуск программы «Право на защиту» был посвящен издательским проектам правозащитного движения «Сопротивление». За минувший год движение осуществило выпуск нескольких изданий из серии «ПРАВильная библиотечка», направленной на повышение правовой грамотности населения России. Издания были с интересом восприняты аудиторией. Конец 2008 года был ознаменован выпуском брошюры «В помощь свидетелю». В понедельник, 12 декабря, в прямом эфире Радио России об этой брошюре рассказали гости программы – ведущий эксперт правозащитного движения «Сопротивление» Мария Яншина и старший юрист организации Александр Кошкин.

Ильмира Маликова: Мария, охарактеризуйте, пожалуйста, выпуск этой брошюры, насколько она необходима обществу?

Мария Яншина: «В помощь свидетелю» – это вторая наша брошюра, но она не менее важна, чем предыдущее издание «В помощь потерпевшему». Конечно, большинство обращений, поступающих в нашу организацию – это обращения от потерпевших, то есть, от людей, которые стали жертвами различных преступлений, в первую очередь, преступлений против личности. Но постепенно возрастает количество звонков от людей, которые стали свидетелями преступлений. А точнее, от тех, кто стал очевидцем преступления и кому необходимо приять решение, становиться ли свидетелем, то есть, принимать ли участие в уголовном судопроизводстве. Решение это очень сложно, учитывать нужно очень многое. Осложняется это еще тем, что большая часть населения нашей страны не знает о свидетелях ничего, кроме того, что нам показывают по телевизору в зарубежных фильмах и передачах.  Естественно, что ситуация в России серьезно отличается от ситуации в других странах: у нас совершенно другое уголовное законодательство. Людям, которые собираются выступить очень важными участниками уголовного процесса, от показаний которых может зависеть исход дела и судьба людей, которые вовлечены в этот процесс, этим людям необходимо знать, как на самом деле происходит уголовное судопроизводство в России, какую роль они в нем будут играть, с какими людьми им необходимо будет взаимодействовать, в каких следственных действиях они будут участвовать, какие документы подписывать. Это знание поможет им принять правильное решение, а также без стресса и серьезных психологических потерь пройти через уголовное судопроизводство. Естественно, это очень нелегкое дело, но оно очень важное и очень нужное. Люди не могут быть равнодушными, не могут становиться равнодушными, не могут равнодушно наблюдать за тем, как какой-то человек, будь то друг ил сосед, терпит бедствие, переносит потери и не может защитить свои права и доказать какие-то факты именно из-за отсутствия свидетельски показаний. Поэтому мы считаем, что наша книга крайне важна. Также хотелось бы заметить, что книги, посвященные потерпевшим, все-таки находятся в продаже. Да, она не бесплатны, как наша брошюра, но, тем не менее, на полках книжных магазинов можно найти литературу, посвященную правам потерпевших. Правам свидетелей практически никто не уделяет внимания. Вы не найдете книг, посвященных этой теме, в наших книжным магазинах. Вы можете найти лишь очень небольшое количество рефератов в Интернете, но при этом актуальность и достоверность информации, указанной в этих рефератах, естественно, очень сомнительна.

Ильмира Маликова: Мария упомянула очень важную вещь. Все брошюры, которые выпускает правозащитное движение «Сопротивление», издаются на средства гранта, выделенного Президентом и распределенного Общественной палатой РФ, и соответственно, все эти брошюры бесплатны и распространяются нами среди населения, среди тех людей, которых волнует эта проблематика. Александр, существует ли такой парадокс, что у свидетелей в нашей стране гораздо больше обязанностей перед законом, чем прав?

Александр Кошкин: Я бы так не сказал. Свидетель в нашей стране обладает практически теми же правами, что и потерпевший и обвиняемый, может быть, их только немного меньше. Здесь, мне кажется, основной акцент надо сделать на том, может ли государство обеспечить безопасность свидетеля. Принятый 18 декабря 2001 года Уголовно-процессуальный кодекс содержит ряд норм, направленных на защиту свидетелей и потерпевших. Во-первых, следователь в праве в протоколе следственного действия, в котором участвует потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. Во-вторых, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников и просто близких лиц, может осуществляться контроль и запись телефонных и иных переговоров. В третьих, в целях обеспечения безопасности опознающего, предъявление лица для опознания, по решению следователя, может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Кроме того, на основании определения или постановления суда, допускается закрытое судебное разбирательство. А при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его родственников или близких лиц, суд, без оглашения подлинных данных о личности свидетеля, вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками разбирательства.

Ильмира Маликова: Сейчас были перечислили все те нормы, которые должны выполняться. Мария, на Ваш взгляд, как это происходит на практике? Что должно быть побудительным мотивом для человека, который решал стать свидетелем? Это повышенная гражданская ответственность или все-таки уверенность в том, что государство сможет свидетеля по-настоящему защитить?

Мария Яншина: С моей точки зрения, в первую очередь это должно быть сопереживание, которое уже в дальнейшем перерастает в гражданскую ответственность. Конечно, защита со стороны государства очень важна, но давайте посмотрим на реальные ситуации. Большинство случаев, которые происходят, большинство уголовных дел – это все же уголовные дела не такого масштаба, в котором защита со стороны государства должна являться определяющим фактором. Понятно, что любое преступление – это крайне неприятное дело, ввязываться в которое, конечно, не хочется, но, тем не менее, человек все-таки должен исходить из каких-то других вещей. В принципе, конечно, необходимо подумать и о том, как бы поступили другие люди, если бы что-то случилось с вами. Мы живем в такое сложное время, когда преступление может произойти в любую минуту, а жертвой преступления может стать абсолютно любой человек. И мы не может ожидать от других людей проявления гражданской ответственности и солидарности, если сами мы это никогда никому не демонстрируем.Очень большой проблемой является то, что свидетели часто пытаются самостоятельно определить ценность своих показаний. Они, обладая знаниями о каких-то фактах преступления, считают эти факты незначительными, а свои знания – недостаточно важными для того, чтобы ради этого обращаться в государственные правоохранительные органы. Это в корне неверно. Свидетель, обладая знаниями лишь о части преступления, не может самостоятельно оценить важность этих знаний. Кто знает, возможно, именно то, что он видел и слышал, как раз и станет решающим в деле.

Ильмира Маликова: Итак, как же поступать человеку, если он стал очевидцем преступления?

Мария Яншина: Не рассматривайте это как прямую рекламу, но в первую очередь ему необходимо получить нашу брошюру. Конечно, я бы могла порекомендовать приобрести Уголовный кодекс и комментарии к нему, но это достаточно большие многостраничные издания, написанные сухим юридическим языком. Они не помогут человеку разобраться, боюсь, что они только еще больше запутают его и отобьют всяческое желание быть частью правоохранительной системы. Наша брошюра написана доступным языком, все права свидетелей в ней перечислены, все они разъяснены. В ней есть комментарии и все важные вещи, которые свидетель должен знать.