Действия не в интересах детей



alttext

Алексей Головань
Директор благотворительного центра "Соучастие в судьбе"

20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. В 1990 году ее ратифицировала наша страна. 23 года мы находимся в правовом поле данной Конвенции. Каждый год в России принимаются те или иные законы, после чего следует правоприменительная практика, а затем появляются инициативы, которые все больше отдаляют нас от позиции социального государства.


В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова  и исполнительный директор благотворительного центра “Соучастие в судьбе” Алексей Головань обсудили соблюдение основных постулатов Конвенции о правах ребенка в России.

Ильмира Маликова: Сегодня дела с защитой прав ребенка в нашей стране обстоят ужасно. Алексей Иванович, как вы считаете, что с этим нужно и можно сделать?

Алексей Головань: Прежде всего я хотел бы отметить, что в мире день ребенка отмечается именно 20 ноября. У нас в стране данный день отмечается дважды: 1 июня – Международный день защиты детей, 20 ноября – общемировой праздник. К Конвенции о правах ребенка присоединилось подавляющее большинство стран мира, кроме США и Сомали. Все эти государства раз в пять лет отчитываются в Комитет по правам ребенка об успехах реализации положений Конвенции. В январе 2014 года Россия очередной раз будет представлять данный отчет. Это будет четвертый и пятый наши доклады, которые будут слушаться одновременно. Нужно сказать, по итогам третьего доклада, который заслушивался в Комитете по правам ребенка в 2005 году, нашей стране было вынесено достаточно много существенных замечаний о неисполнении положений Конвенции. Но данный доклад, по сути, так и остался всего лишь документом на бумаге, потому что не было создано комиссий, либо иной структуры, которая очень внимательно читала бы замечания и принимало бы какие-то меры по их исполнению.  Кроме того, не было принято каких-либо организационных мер, не был разработан план по выполнению этих замечаний. Я вспоминаю, как нас чуть ли не каждый день информировали о вступлении в ВТО, нам рассказывали о каждом этапе, а когда речь касалась выполнения норм Конвенции о правах ребенка, не было практически никакой информации. Такое ощущение, что Конвенция живет сама по себе, а мы сами по себе.

Базовым элементом конвенции является Статья 3, в которой говорится, что во всех действиях в интересах детей, кем бы они ни осуществлялись, будь то государственный орган, либо частная структура, либо просто граждане, должен выполняться принцип наилучшего обеспечения ребенка. Совершенно очевидно, что к данному принципу Конвенции мы даже и близко не подошли.

Ильмира Маликова: Но иногда же у нас показывают счастливых детей по центральным каналам.

Алексей Головань: Я думаю, что можно просто выйти на улицу и увидеть этих счастливых детей. Мы видим, что это происходит и в сфере к доступу к образованию, здравоохранения, элементарно, к жилью. Нужно же где-то жить. Исследования показали, что у нас 85% семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий. Если очередь на жилье растягивается на длительные годы, например, даже в таком продвинутом субъекте Российской Федерации, как Москва, семьи стоят в очереди на улучшение жилищных условий больше 20 лет. Родился ребенок, его детство прошло, ему исполнилось 18 лет, а жилое помещение родители так и не получили, если они не могут сами купить. Таких примеров очень много, тот же оздоровительный отдых, доступность бесплатных секций, кружков, все исчезло очень давно.

Ильмира Маликова: Знаете, наши депутаты, наши законодатели, члены правительства, люди, вступающие по тем или иным вопросам, любят указывать на две вещи. Первый постулат: западные страны нам не указ, у России своя судьба и свой путь развития, не надо учить, как воспитывать детей в семьях, где воспитание должно строиться на страхе перед родителями и на их беспрекословном авторитете. Второй постулат: посмотрите на Запад, там нет бесплатных секций. Запад нам не указ в социальном плане, но указ – в экономическом. Все переводится в деньги, а между этими вилами оказывается подрастающее поколение. 

Алексей Головань: Конечно, это обычный путь спекуляции, когда нужно, мы ссылаемся на Запад, а когда не нужно, говорим, что Запад нам не указ. Я считаю, что это надуманный повод, что на Западе нет семейных ценностей. Там семейные ценности лежат в основе всего. Там никто не говорит об этих ценностях, они просто существуют и выполняются. Даже если взять не так уж сильно развитую Западную страну, то можно увидеть, как там родители посещают с детьми различные мероприятия. Там дети – это все для государства, потому что они будущее страны. А мы всегда считаем деньги, у нас политику в отношении тех же детей определяют не профильные министерства, например, образования и здравоохранения, а Министерство финансов. Если выгодно, то деньги вкладываются, а если не выгодно, то и деньги не вкладываются. К сожалению, у нас дети – это разменная монета. А ведь это мы говорим об обычных детях, а есть дети с особыми нуждами: инвалиды, сироты. У нас бесплатные лекарства для детей-инвалидов невозможно достать. Есть дети с редкими заболеваниями и наша страна, которая кичится Олимпиадой, Универсиадами, всякими футбольными чемпионатами, но не может обеспечить для этих детей бесплатное образование, – это уровень отношения страны и власти к этим детям. Из-за отсутствия лекарств дети вынуждены умирать, но зато мы говорим, что мы ядерная держава.

Ильмира Маликова: По воду всяких спортивных мероприятий я с вами абсолютно согласна. Это не есть развитие здоровья нации, это просто кто-то тешит свое самолюбие. Но, Алексей Иванович, наши недоброжелатели могут обвинить нас  в низкопоклонстве перед Западом, потому что мы сказали, что там есть семейные ценности. Бог с ними, с семейными ценностями, речь уже идет о внутренних ценностях, которые либо есть, либо их нет.  Наша страна в последнее время находится в поисках то национальных ценностей, то еще каких-то цементирующих уз и скреп нашего общества. Мы находимся в поиске, но люди живут здесь и сейчас. Есть дети, которые нуждаются в лекарствах, есть дети, которые нуждаются в жилье, есть дети-сироты. Центр “Соучастие в судьбе”, как раз и оказывает помощь таким детям. Каждый год 20 ноября в России проходит День оказания бесплатной юридической помощи. В этом году – впервые по вопросам детства.  

Алексей Головань: Закон О бесплатной юридической помощи вступил в силу два года назад. Он вступил в силу 15 января прошлого года. Этот закон позволяет определенным категориям граждан, которые прямо указаны в законе, получать бесплатную юридическую помощь. К этим категориям относятся инвалиды, дети-сироты, граждане, чей среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, это несовершеннолетние, которые находятся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений.