Если вы стали жертвой сексуального насилия: 8 (499) 901 02 01



alttext



В апреле благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие “Сёстры” будет отмечать свое двадцатилетие. Это уникальный случай для общественной организации, неполитической и исключительно социально направленной. Эта организация оказывает бесплатную помощь людям, лоббирует законы, направленные на защиту жертв сексуального насилия.

В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и  бессменный директор организации “Сестры” Мария Мохова обсудили особенности работы общественных организаций.

Ильмира Маликова: 20 лет – это большой срок. Продержаться в нашей реальности и изо дня в день действительно работать и помогать людям – это подвиг. Это огромная ежедневная, ежечасная работа, без отпусков и расслаблений, в поисках работы и денег.

Мария Мохова: С 1993 года в Москве работает еще центр “АННА”. Эта организация на год старше нашей.

Ильмира Маликова: Получается, у нас две организации, которые помогают женщинам: “АННА” оказывает поддержку женщинам, пережившим насилие, “Сёстры” – пережившим сексуальное насилие. А ведь 20 лет назад нельзя было предположить, что сегодня все вот так будет.

Мария Мохова: Да, я думала, что все это будет ненадолго. Но, как уже это не раз обсуждалось, “и нести тяжело, и отдать некому”.  Когда мы организовывались, мы прописали в нашей философии, что в нашем государстве нет института, который бы помогал пострадавшим от сексуального насилия защитить свои права и реабилитироваться. Такого института не было в 1994 году, нет его и сейчас.

Ильмира Маликова: Как пришла в голову идея организовать данную организацию? Если взять опыт правозащитного движения “Сопротивление”, то почти 9 лет назад двое женщин Ольга Костина и Светлана Врагова, являющиеся жертвами и свидетелями преступлений, собрались и решили организовать движение, дающее отпор преступности. Они прошли через все проблемы, с которыми сталкиваются свидетели и потерпевшие, и поняли, что в нашей стране никто на стороне потерпевших не стоит. Так было учреждено движение “Сопротивление”, был написан устав, пройдена регистрация. И вот организация работает и сегодня, оказывая бесплатную юридическую и психологическую помощь людям. Как же было в случае с организацией “Сестры”? Это же был период, в который  и не думали о защите жертв сексуального насилия. Лихие 90-е. Эйфория перестройки закончилась и началась тяжелая история развития нашей страны.

Мария Мохова: На самом деле, все началось еще в 1992 году. В Дубне проходил  форум “Женщины и молодежь в борьбе за мир”. В этом городе была сильная организация “Женщины Дубны”, в ней состояло достаточно большое количество научных женщин, которые говорили о всевозможных проблемах. Задумка о создании кризисных центров в России появилась там. Дальше стали выяснять, как  это делается, куда нужно идти. Кризисные центры должны соблюдать определенные принципы, заложенные ранее. Изначально был организован центр “АННА”. А центр “Сестры” организовывался с участием соучредителей.  Первых консультантов наши два центра учили вместе. Проблемы насилия и дискриминации лежат в одной плоскости. Они решаются через одни документы.

Ильмира Маликова: Для них необходим и один закон, которого пока нет.

Мария Мохова: Да, через то же самое гендерное неравенство. Подготовку наших консультантов мы начинаем с Конвенции “О ликвидации всех форм дискриминации против женщин”. Это основополагающий наш документ. Когда мы начинали, мы были все вместе, мы начинали задумываться, почему такие центры должны разойтись по всей стране. Каждый центр должен был быть отдельно стоящим, занимающийся своим делом. Домашнее насилие – это Семейный  кодекс и Гражданский. Сексуальное насилие – это Уголовный кодекс. У нас просто немного разная юридическая основа защиты.

Ильмира Маликова: У нас достаточно закрытая страна в эмоциональном плане. У нас не принято обсуждать сексуальное насилие. Очень редко жертвы готовы рассказывать о том, что они пережили. Существует практика, когда женщина приходит в правоохранительные органы, чтобы заявить о том, что с ней произошло, а ее убеждают не писать заявление, потому что потом нужно будет все описать несколько раз, рассказать все следователю, а потом и в суде, получится позор на весь город, а то и страну. Изменилась ли как-то ситуация за прошедшие 20 лет? У нас, как мне кажется, все делается для того, чтобы человек загнал свою проблему внутрь себя.

Мария Мохова: Все меняется достаточно сильно. Стереотип общественного сознания – сама виновата. Сексуальное насилие влияет на личность пострадавшего, делая ее неполноценной. Это все осталось, как и было раньше. Но, если раньше человеку даже подумать и сказать самому себе, что случилось, было стыдно, он понимал, что будет отторгнут обществом, то сейчас, когда я уже обезличенно рассказываю о людях, которые к нам попали, нет людей, которые сказали бы, что жертвы сами виноваты. Вина жертвы снимается. Это уже маленький прогресс.

Обратиться в благотворительный центр “Сёстры” можно по телефону: 8 (499) 901 02 01.