Главные проблемы потерпевших



alttext

Ильмира Маликова
Ведущая программы "Право на защиту"

Программа “Право на защиту” является совместным проектом “Радио России” и правозащитного движения “Сопротивление”, которое оказывает бесплатную правовую поддержку потерпевшим и свидетелям уголовных преступлений. Обратиться за помощью к юристам “Сопротивления” можно, позвонив по телефону горячей линии: 8 (495) 781-96-02; написав письмо по адресу: 119002, Москва, Большой Власьевский переулок, дом 14; либо записавшись на очный прием.

За время работы радиопроекта многие слушатели успели воспользоваться советами юристов, а также получить помощь от сотрудников “Сопротивления”. В очередном выпуске программы “Право на защиту” генеральный директор МПОО “Сопротивление” Ильмира Маликова и юристы организации Александр Кошкин и Тимур Чекуев рассказали о вопросах, с которыми им чаще всего приходится сталкиваться в процессе работы с потерпевшими.

Ильмира Маликова: В настоящее время в нашем правозащитном движении работают три юриста. Тимур и Александр принимают звонки, ведут приемы, отвечают на письма. Кстати, надо сказать, что объем писем растет из года в год. Возможно, кто-то из обратившихся обижается на нас за то, что мы не достаточно оперативно отвечаем. Но каждое письмо – это отдельное дело, отдельная судьба. С ним нужно разобраться, выяснить все обстоятельства, отработать все возможные варианты помощи. Не стоит думать, что что-то выбрасывается, остается без внимания. Нужно просто иметь терпение, до каждого подробного письма с приложенными документами дойдет очередь. В любом случае, обратиться к нам можно и по телефону. Лучше всего звонить с 10:00 до 18:00 по московскому времени, так как мы работаем до 19:00, но юристам нужно время, чтобы выяснить все обстоятельства дела и дать консультацию.

Итак, я донесла до слушателей основную информацию. Теперь хочу отметить, что за семь лет работы правозащитного движения “Сопротивление” общество стало серьезнее относиться к существующей ситуации с правами потерпевших. Мы очень надеемся, что до Нового года, в осеннюю сессию Государственной Думой будет принят в третьем чтении  Закон о потерпевших – дополнения в Уголовный кодекс РФ, где будут прописаны права потерпевших и механизмы их защиты. Первые два чтения закон прошел, депутаты единогласно проголосовали “за”, но дальнейшее принятие закона затормозилось. Скажите, пожалуйста, коллеги, с какими основными проблемами к вам сейчас обращаются наши граждане?

Александр Кошкин: Самая распространенная проблема – это невозбуждение уголовного дела. К сожалению, процедура обжалования отказа в возбуждении уголовного дела может длиться годами. В нашей практике были случаи, когда проходило какое-то время, следственные органы усматривали состав преступления, возбуждали уголовное дело, но было уже поздно. Просто проходили сроки давности привлечения к уголовной ответственности, преступник освобождался.

Ильмира Маликова: Невозбуждение уголовного дела – это основная проблема, более того, иногда даже заявления от пострадавших не принимаются. На основании чего даются отказы? Например, есть избитый человек, ограбленный, либо ставший жертвой мошеннических действий, а ему отказывают изначально в помощи. Перед Тимуром Чекуевым лежит увесистый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, там под каждую написанную статью собраны конкретные преступления, но наши правоохранительные органы дают по ним отказы.

Тимур Чекуев: Можно говорить о разных случаях. Основная проблема состоит не в том, что у нас не хватает законов, а в том, что нет отлаженного правоприменения этих законов. Если говорить о конкретных случаях, то я могу рассказать об одном из обратившихся к нам потерпевших. Данный гражданин владеет жильем с выходом на кремлевские звезды. В результате мошеннических действий в рамках гражданского судопроизводства у этого человека было отнято жилье. Он обращался и в Прокуратуру, и в Следственный комитет, и в МВД, но везде получил отказ в возбуждении уголовного дела. Он обратился к нам. Было принято решение ознакомиться с материалами проверки. Могу сказать, что до сих пор нам не удалось ознакомится с материалами работы Следственного комитета. Ознакомление с материалами в МВД у нас заняло около двух месяцев. Нами было принято решение обратиться в суд.

Александр Кошкин: Необходимо отметить, как проходила сама процедура ознакомления. Под разными предлогами нам отказывали в показе материалов. Доходило до того, что, разговаривая с кем-то из нас по телефону, сотрудники полиции между собой обсуждали возможность отказа.

Ильмира Маликова: Существует коллизия – потерпевший не может возбудить уголовное дело в установленном порядке, он обращается в общественную организацию. Правозащитное движение “Сопротивление” работает на абсолютно законных основаниях: у нас есть устав и учредительные документы, мы существуем в ЕГРЮЛ, ведем открытую деятельность. Мы имеем право в интересах заявителя обратиться в правоохранительные структуры, чтобы ознакомиться с материалами дела и провести проверку, но нам отказывают. На каком основании?

Тимур Чекуев: Нельзя сказать, что отказывают официально. Просто наш сотрудник приезжает на место, а там ему сообщают, что следователь отсутствует, так как он производит следственные действия, хотя нами были заранее оговорены время и сроки. Либо мы выходим с ходатайством о проверке, а нам говорят, что его будут рассматривать в течении месяца. Сроки затягиваются. Получается, что у потерпевшего, который не является юристом, по факту есть доступ к правосудию, но фактически его нет.