Как не стать жертвой преступного деяния



alttext

Александр Кошкин
Юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Сотрудники правозащитного движения “Сопротивление” выпустили издание “В помощь заявителю, потерпевшему, свидетелю”. Получить пособие можно бесплатно в офисе организации, расположенному по адресу: Москва, Большой Власьевский переулок, дом 14 – либо написав письмо на данный адрес с просьбой выслать издание. На сайте “Сопротивления” можно скачать электронную версию брошюры.
В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и ведущий юрист правозащитного движения “Сопротивление” Александр Кошкин обсудили тему защиты и восстановления прав потерпевших, а также дали советы по профилактике преступлений. 
Ильмира Маликова: Основа нашего разговора – методические материалы, рекомендации, разработанные правозащитным движением “Сопротивление”  “В помощь заявителю, потерпевшему, свидетелю”. Так как же обезопасить себя от преступления? Александр, что лично вы можете порекомендовать?
Александр Кошкин: Конкретный юридический совет в этой ситуации я не могу дать. Совет юриста не может защитить от преступника. Можно рассмотреть конкретные случаи. В прошлой программе мы говорили о том, как защитить от преступников наших детей. Как показывает практика, большинство преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних совершается людьми, попросившими ребенка  об оказании помощи. И родители в первую очередь должны объяснить своему ребенку,  что ребенок никакой помощи взрослому человеку оказать не может по определению! И что взрослый человек, который обращается за помощью к ребенку, преступник по умолчанию!
Ильмира Маликова: За помощью какого рода? Одно дело – помочь бабушке вытащить из сумки таблетку, если ей вдруг стало плохо, другое – когда взрослый мужчина просить помочь вытащить котенка, дать телефон, так как его сломался.
Александр Кошкин: Из практики “Сопротивления”. Одно из последних дел, которым мы занимались: к девушке, которой было уже 16 лет, подъехал мужчина и попросил поймать собачку, которая выскочила из машины. Когда девушка поймала собаку и поднесла к автомобилю, ее вместе с животным затолкали в это транспортное средство. Нужно смотреть на ситуацию, но, если взрослый мужчина подходит к ребенку – лучше бежать. А если он начинает хватать – кричать; в этом нет ничего постыдного.
Ильмира Маликова: Мы хотим быть понятыми адекватно:  мы говорим не о воспитании пренебрежения и жестокости в детях. Но ребенку необходимо объяснить очень простую вещь: есть множество проблем, которые может решить только взрослый человек. Если, скажем, у пожилого человека прихватило сердце, или ровесник сломал руку – ногу, – конечно, здесь речь идет о помощи. Но если вполне себе здоровый человек подходит к ребенку и начинает рассказывать ему какую-то историю про “убежавшую собачку” или просит показать, где находится магазин или какой-то дом, – от этого ребенок должен бежать как можно быстрее. Здесь важно понимать: взрослый человек не может нуждаться в помощи ребенка.
Можно проводить с ребенком своеобразные тренинги. Например, вы идете по улице, кому-то стало плохо, подойдите и помогите. А если вы встречаете сильного мужчину, объясните ребенку, что этот дядя сможет сам со всем справиться. Сравнение разных ситуаций – хороший урок для несовершеннолетнего.
Александр Кошкин: Родителями обязательно должен быть четко определен круг лиц, кому ребенок может доверять. Опять из практики работы случай: ребенку сказали, что папа не смог за ним прийти, преступник знал информацию о папе очень хорошо. Папа якобы прислал вместо себя человека, и ребенок уходил.
Ильмира Маликова: Кроме того, нужно иметь налаженный контакт с воспитателями и учителями. Нужно договориться, что в любой нестандартной ситуации, сотрудники воспитательных учреждений обязаны звонить родителям и уточнять у них информацию.
Из-за нестабильной социальной ситуации, которая у нас сейчас наблюдается, многие люди с детьми вынуждены покидать места, где они родились, жили. Зачастую такие люди становятся жертвами преступников. Например, несколько человек снимают квартиру, которая представляет из себя подобие коммуналки или общежития. Но в коммунальной квартире все прописаны, всегда можно найти жителей.  В общежитии все также зарегистрированы. А вот при съеме квартиры не всегда заключается договор, а значит, нельзя быть уверенным, что рядом с вами не живет злоумышленник.