Много ли мы отдыхаем?



alttext

Сергей Пятенко
Генеральный директор "Экономико-правовой Школы ФБК"

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства, в котором сказано, что теперь новогодние каникулы продлятся для россиян 10 дней, первомайские – 5 дней, а выходные, посвященные дню победы, – 4 дня.  О том, много ли в России праздников и как правильно организовать свое время, ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова поговорила с генеральным директором “Экономико-правовой Школы ФБК” Сергеем Васильевичем Пятенко.

Ильмира Маликова: Бесконечно можно смотреть на огонь, на воду и на человека, который работает. Я рада  начать разговор на вечную тему россиян: “Много ли мы отдыхаем?” Наконец-то тема новогодних выходных приобрела свою завершающую фазу. Можно говорить о том, что здравый смысл возобладал: бесконечные новогодние праздники, когда людям нечем заняться, сократились, а время, которое можно провести либо с семьей на свежем воздухе, либо занимаясь активными отдыхом, какими-то общественно-полезными вещами, либо собственным хозяйством,  увеличилось. Сергей Васильевич, с одной стороны многие наши соотечественники возрадовались этому, с другой стороны не все поддержали инициативу правительства. Более того, отслеживая в Интернете реакцию на данную реформу, я наткнулась на ваше мнение, которое вы высказывали еще до принятия изменений, о том, что слишком много мы не работаем. Это мнение мало кто из россиян готов поддержать.

Сергей Пятенко: Действительно это так. Но я бы сказал, что не здравый смысл восторжествовал, а сделан небольшой шажок в сторону здравого смысла. Этот шажок заключается в том, что перекинуты дни с зимы на весну, когда людям больше есть чем заняться. Но экономике России не по силам иметь столько праздников. Получается картина, которую можно описать так: весь наш экономический рост, допустим в районе 4 процентов, мы теряем за одни праздники. Методика расчета очень проста и легко воспринимается на слух. Берем на ВВП за год, за единицу – рабочий день, за 0,5 – нерабочий день, потому что есть непрерывное производство, и таким образом, произведя нехитрые арифметические действия, мы получаем, что за 10 дней каникул примерно 3-4% ВВП мы теряем. А теперь будем терять два раза в году. Поэтому шаг в сторону здравого смысла сделан, но хочется верить, что мы доживем до момента, когда будет сделать большой шаг в этом направлении: нам приведут пример того, что японцы живут с 15 днями отпуска. Нужно посмотреть на страны с нашим уровнем развития: Бразилию, Мексику, – обратить внимание на ситуацию в них, а затем понять, что если мы хотим обогнать их в своем развитии, то нужно работать хотя бы не меньше. Да, я считаю, что мы отдыхаем слишком много для страны нашего уровня развития.

Ильмира Маликова: У нас на самом деле очень либеральное трудовое законодательство. Мы страна в свое время победившего социализма, однако в период мировых кризисов мы так или иначе входим в мировую систему, финансовую, экономическую и трудовую.

Сергей Пятенко: Конечно.

Ильмира Маликова: В период, когда где-то происходит идентификация производства, где-то наше вхождение в ВТО привносит разного рода проблемы, у нас действительно очень либеральный трудовой кодекс: отпуск – 28 рабочих дней, а у некоторых профессии он и больше. При этом я совсем не против того, чтобы, когда люди работают на вредных производствах, в тех отраслях, которые тем или иным образом сказываются на здоровье, они имели дополнительный отдых, дополнительное питание. Какова позиция нашей страны на фоне других стран?

Сергей Пятенко: Надо понимать с кем сравнивать. По любому здравому набору показателей мы где-то между пятидесятым и шестидесятым местом среди стран. Обычно берут ВВП на душу населения, детскую смертность, продолжительность жизни. При наборе таких показателей наше место пятидесятое примерно. И в странах такого уровня развития, в зависимости от достатка, накопленного тобой и твоими предками, ты можешь себе одно позволить, а другое нет. Страна нашего уровня развития не может себе позволить такие отпуска. Это просто даже смешно. Получается следующее: любая нормально работающая в рыночных условиях структура не может себе позволить, чтобы сотрудники отдыхали те 28 дней, – и вообще соблюдать трудовой кодекс. Нужно набраться мужества и признать это. Все равно по факту в любой живой структуре, неважно магазин это или газета, все этого нет: ограничителей на продолжительность рабочего времени, длинных отпусков и выходных. Стране нашего развития можно работать по системе 8-мичасового рабочего дня с 8 утра до 8 вечера, с двумя выходными: один зимой, другой летом, остальные выходные в отгулы, отгулы к отпуску, отпуск к пенсии, а пенсию с 70 лет. По-другому нельзя. И тогда через 50 лет, я оптимист, можно будет отдыхать, как сегодня.

Ильмира Маликова: Я думаю аудитория сейчас негодует, потому что думает, что жизнь у них и так тяжелая, и еще что-то будут отнимать. Это вещь совершенно негодная по нашей жизни. Помните огромные дискуссии, когда “Российский союз промышленников и предпринимателей”, в частности, его представитель Михаил Прохоров вышел с инициативой не просто узаконить 10-часовой рабочий день, а сделать его обязательным. Он предложил записать норму в кодекс, что при каких-то условиях возможен 10-часовой возможен по согласованию сторон. И его не поддержали.

Сергей Пятенко: Да, в этом смысле мы общество, которое немножко находится на подростковой стадии развития. Любому желающему оспорить этот тезис, я привожу результаты своего опроса, при котором я спрашивал разных людей, неважно кого: таксиста, продавца, – сколько реально длится их рабочий день?  И любой, подумав и посчитав, соглашался, что рабочий день длится действительно не меньше 10 часов. И каждый, работающий в рыночной системе, прямо сейчас может посчитать, что и у него по факту такая же ситуация. Деваться некуда. Но я охотно верю, что пройдет 50 лет, и можно будет по-другому распределять время – сейчас нельзя!

Ильмира Маликова: Но, тем не менее, у меня есть убеждение, что сейчас вводить 10-часовой рабочий день бесполезно, потому что у нас неэффективна государственная система как таковая,  весь ВВП и деньги, заработанные в бюджет, проваливаются  в черную дыру. Их съедают коррупция, серые зарплаты. Да, можно сократить отпуск, но куда деть детей? Допустим 20 дней ребенок находится на отдыхе с матерью, а потом куда ей его девать? У нас нет никаких поддерживающих структур.

Сергей Пятенко: Никогда нет одного решения всех проблем, одной причины всех бед, одного человека, который знает ответы на все вопросы. И действительно, одного решения проблем нет. Здесь нужно подходить с разных сторон, но от необходимости привести Трудовой кодекс в соответствие с действительностью деваться некуда.