Профилактика наркомании в России факультативная деятельность





alttext



Эксперты в сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом Александр Алексеев и Борис Целинский в эфире Радио России заявили, что государство уделяет недостаточно внимания профилактике этих тяжелых для нашего общества явлений.

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Я хотела бы начать нашу программу, для того, чтобы вы поняли, на какую тему я буду общаться со своими гостями, с небольшой новости. Саудовский принц арестован в Ливане за контрабанду 2 тонн наркотиков. Контрабандисты пытались погрузить на борт частного самолета около 40 мешков с таблетками наркотического препарата общим весом около 2 тонн. Отмечается, что эта операция по пресечению контрабанды наркотиков стала крупнейшей за всю историю аэропорта Бейрута. Наркобизнес не имеет границ, поэтому, несмотря на то, что пытались переправить эти 2 тонны через аэропорт Бейрута, совершенно непонятно каким был окончательный адрес этой партии наркотиков. Вполне возможно она могла пересечь границы Российской Федерации. Сегодня в нашей студии эксперты в области борьбы с наркоманией и профилактики наркотической зависимости Александр Всеволодович Алексеев – президент фонда «НАРКОМ», издатель газеты «Пока не поздно»…

Александр Алексеев: Здравствуйте.

Ильмира Маликова:…и наш коллега Борис Прокофьевич Целинский – руководитель отделения Центра судебной психиатрии имени Сербского. Здравствуйте.

Борис Целинский: Добрый вечер.

Ильмира Маликова: Начать наш разговор я бы хотела с цитаты из газеты «Пока не поздно». «Антинаркотическая история в законодательстве: ретроспектива и перспектива» – так называется одна из статей. «Поскольку общий прогноз с наркотиками на ближайшие годы для нашей страны неблагополучен, представляется очень важным совершенствование антинаркотического законодательства в целом и, в особенности, в той его части, которая устанавливает четкие требования для деятельности, связанной с профилактикой наркомании».  Мне кажется, такая преамбула к этой статье вполне отвечает той ситуации, которая существует в нашем законодательстве. Вы как можете прокомментировать сложившуюся ситуацию?

Борис Целинский: Ситуация очень неоднозначная. Прогноз неблагоприятен на ближайшие годы для российского общества в плане распространения наркомании. Проблема эта широка, многоаспектна. Профилактика наркомании – в чем ее важность? В основном государственные органы нацелены сейчас на то, чтобы отчитываться перед обществом тем, что они изъяли из незаконного оборота в тоннах, килограммах и т.д. Это, во-первых. Во-вторых, тем, что оказана помощь такому-то числу наркозависимых. Мы, таким образом, нацеливаем силы и средства нашего государства на борьбу с наркопреступностью и на лечение, и социальную реабилитацию наркозависимых. Безусловно, этим надо заниматься. Но здесь государственные органы бьют «по хвостам». Они идут вслед за проблемой, работают с тем, что уже случилось. С одной стороны, преступления уже совершены, с другой – люди уже заболели наркоманией. Специалистам прекрасно известно, что из незаконного оборота наркотиков можно изъять, при самой хорошей организации оперативной работы, не более 10 %. 90% неизбежно попадает на черный рынок. Что касается лечения наркомании, то здесь похвастаться не чем, потому что процент годичной ремиссии находится на уровне 8-10%.

Ильмира Маликова: Нельзя сказать, что эта работа бессмысленна, потому что любая спасенная жизнь, в этом плане, бесценна, но мы изымаем 10% из общего оборота и примерно столько же входит в период ремиссии – временного не излечения от наркотиков.  

Борис Целинский: Совершенно верно. Таким образом, деятельность, которая направлена в эти две стороны, она, в значительной степени бесперспективна. Профилактика направлена на корень проблемы. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. И преступление легче предотвратить,  чем раскрывать. В сфере профилактики мы видим то, что в значительной степени государственные институты не дорабатывают. Одна из причин этого заключается в том, что несовершенно российское законодательство. Есть пробелы.

Ильмира Маликова: Это точка зрения Бориса Прокофьевича Целинского – руководителя отделения Центра судебной психиатрии имени Сербского. Мы остановимся на том пункте, что наша государственная политика в области борьбы с наркотиками имеет белые пятна… Александр Всеволодович, что вы можете добавить?

Александр Алексеев: Я хочу дать чуть-чуть предыстории вопроса. В 2013 году президент Путин в послании к законодательному собранию впервые публично объявил, что у нас ежегодно умирает полмиллиона наркоманов, алкоголиков, больных химической зависимостью. Бокерия приводил другую цифру – 750 тысяч человек. Но кто считал? Вот какой вопрос. Будет считать, что 500 тысяч – так оно и есть. Это уже шокирующая цифра.

Ильмира Маликова: Да. На 140 миллионов граждан страны убытие фактически полмиллиона…

Александр Алексеев: Да. Будем считать, что с 90-го года, когда у нас произошел всплеск наркомании за 25 лет… Причем сначала нам говорит руководитель Наркоконтроля Иванов, что у нас 8 млн. наркоманов. Потом вдруг, видимо цифра испугала, у нас стало 2 млн. Потом стало 6 млн. Сколько сегодня никто официально сказать не может. Разные цифры. Конкретно никто не говорит. Самое главное, о чем мы говорим – о дырке в законе. У нас есть закон о местном самоуправлении, 131-ый Федеральный закон. Он говорит о том, что есть соответствующий нормативные документы, где говорится о том, что мы на сегодняшний день должны заниматься профилактикой. Но закон это не регулирует. Эта новелла фактически с 2003 года не применяется. В 2012 году применялись, так называемые, отдельные полномочия, которые говорят о том, что на местном уровне мы можем заниматься терроризмом, экстремизмом, комиссией по делам несовершеннолетних, ресоциализацией, всем, чем угодно, кроме профилактики. 17 июня 2015 года был Госсовет, на котором Владимир Путин очень четко и ясно сформулировал, чем мы должны заниматься. Выступали и Валентина Матвиенко, и Ольга Голодец, которые говорили о том, что надо бороться. А 18 июня прокурор района Тверской ЦАО Москвы внес протест и запретил комиссию по профилактике асоциальной зависимости, которую я возглавляю с перерывом 18 лет.

Ильмира Маликова: Он сказал, что это коррупционная емкость?

Александр Алексеев: Он сказал, что термин «асоциальная зависимость» несет в себе коррупциогенную составляющую, т.е. я, видимо, 18 лет занимался коррупцией и то, что у нас это, и здесь он прав, не прописано в законодательстве. Мы не можем заниматься профилактикой.

Ильмира Маликова: Это была точка зрения Александра Алексеева – президента фонда «НАРКОМ», издателя газеты «Пока не поздно». Я обращаюсь к Борису Целинскому. У нас пошли звонки от слушателей. Люди говорят о том, что закон о профилактике – это закон ни о чем. Потому что самая хорошая профилактика – это обеспечить занятость и досуг народонаселения. Если это обеспечить – наркомания перестанет быть проблемой. По точке зрения наших людей и не нужно ничего…

Борис Целинский: Это весьма упрощенный взгляд, потому что причины наркомании и наркопреступности весьма разнообразны. Они зависят от многих факторов – социальных, экономических, политических и т.д. Заниматься профилактикой наркомании и наркобизнеса нужно прицельно. В зависимости от того, о ком и о чем идет речь. Дело в том, что наркомания распространена в самых разных слоях населения России. Не только в малообеспеченных. Наркомания весьма широко распространена и среди элиты. Дети обеспеченных родителей очень подвержены…

Ильмира Маликова: С ними все понятно. Им вообще делать нечего. Как не увидишь, кто на «Феррари» ездит. 17 лет, нигде не работает. Ясно, что на все есть деньги… А чем занять досуг? Книжку, что ли читать? Может они и неграмотные?

Борис Целинский: Что касается профилактики наркобизнеса, то здесь накоплено огромное количество разнообразного опыта. Смысл этой работы заключается в том, что наркобизнес – это тоже бизнес. Только незаконный. Он подчиняется, во многом, тем же законам, что и обычный бизнес. Смысл профилактики в том, чтобы наркотики перестали быть товаром. Чтобы они стали никому не нужны, чтобы ими перестали интересоваться и покупать. Приведу маленький пример из западного опыта. Профилактикой там занимаются прицельно, при чем не гнушаются в этом участвовать элита общества, звезды. Я приехал в Нью-Йорк, пришел в гостиницу и включил телевизор. Первое, что я там увидел, была рекламная заставка. Горел костер, из рук в руки передавали «косячок» с марихуаной. Крупным планом он перешел в другие руки. С рук камера перешла на лицо. Это оказался Майкл Джордан. Он презрительно бросил «травку» в костер и сказал: «Если бы я занимался этой ерундой, я бы никогда не достиг того, чего я достиг!». Он символ успеха для значительной части американского общества. Это ли не профилактика?

Ильмира Маликова: Об этом мы поговорим во второй части программы.