Развод по-русски



alttext

Эдуард Панков
Адвокат Адвокатской палаты Московской области

6 февраля в программе «Право на защиту» принял участие член Адвокатской палаты Московской области Эдуард Панков. Он ответил на вопросы, возникающие вследствие развода супругов.

Ильмира Маликова: Как бы ни складывалась жизнь, но большинство людей живут в квартирах или домах, находятся в зарегистрированных отношениях, и в большинстве семей есть дети, отношения с которыми также регулируются законом. И когда дома все хорошо, вопросов не возникает. Но институт брака и в мировой практике, и в нашем обществе переживает сложные времена, и это воплощается в том, что люди, зачастую, не регистрируют браки. Либо браки распадаются по тем или иным причинам. Чаще всего это причины социального, материального, либо личного характера. В момент, когда супруги принимают решение развестись, возникает целый ряд вопросов, которые раньше перед семьей с такой очевидностью не стояли…Давайте поговорим вот о чем: расторгается брак, у супругов – долги. Что делать?

Эдуард Панков: Общие долги делятся между супругами, потому что, если приобретается, например, квартира в кредит, то возникает совместная собственность. При этом, если поделить только собственность, но не делить долги, это будет несправедливо. И законодательство определяет: общие долги супругов делятся при разделе имущества между супругами пропорционально доле, которая будет определена каждому. Но бывает, что один из супругов просто-напросто набирает массу всевозможных потребительских кредитов, не ставя в известность свою вторую половину. А впоследствии, когда брак расторгается, выясняется, что у него – огромнейшие долги по кредитам. Как быть здесь? Закон определяет так. Делятся общие долги супругов, то есть долги, которые пошли на нужды семьи. Если же один из супругов набрал массу потребительских кредитов, но при этом израсходовал деньги в собственных интересах, то такие кредиты делиться между супругами не будут, – отвечать по таким обязательствам придется тому из супругов, кто взял кредиты…

Ильмира Маликова: Супруга может не волноваться?

Эдуард Панков: Да, она может не волноваться, но с другой стороны, это вопрос доказательств. Все зависит от конкретных обстоятельств, от того, как они тратили деньги. Ведь может быть так, один супруг взял потребительский кредит и вместе с супругой поехал отдыхать. Возникает вопрос о том, какие деньги потратили: совместно нажитые (заработные платы, доходы от бизнеса) или же тот кредит, который получил один из супругов? Поэтому если супруг докажет, что кредит был потрачен на общий отдых, то, конечно, будет разделен данный долг. Понятно, что это будет хитрость со стороны супруга, но это показывает, что все зависит от обстоятельств.

Ильмира Маликова: Сейчас все большую популярность приобретают коллекторские агентства, организации, которые занимаются взысканием долгов за свой собственный процент. При коллизии, когда один из супругов набрал кучу долгов, какова вероятность того, что коллекторская компания явится ко второму супругу?

Эдуард Панков: Данные агентства, являющиеся представителями банка, либо представляющие свои интересы, выкупив долги у банка, вполне вероятно придут и ко второму супругу. Их цель – получить деньги. Но в любом случае, взыскание денежных средств возможно только по решению суда. Просто так прийти за  деньгами невозможно. Если со стороны данных агентств будет давление, то вероятно возникнет такой состав преступления, как принуждение к сделке.  Обычно они отстают, когда граждане жалуются правоохранительным органам. Поэтому, просто нужно защищать свои интересы в предусмотренном законом порядке.

Ильмира Маликова: Бывает так, что вполне адекватная семья берет кредит вместе, например, на машину, или ипотеку. Кредит или ипотека еще не выплачены, они принимают решение развестись, но при этом они находятся не в равноправных обстоятельствах, например, муж работает, а жена – домохозяйка, или у кого-то из супругов зарплата больше, что происходит в этом случае с долгами?

Эдуард Панков: Долги делятся пропорционально той доле имущества, которая будет определена каждому супругу при разделе имущества, в независимости есть доход, нет дохода.

Ильмира Маликова: То есть муж может благородно сказать: «Я тебе оставляю все имущество, квартиру, купленную по ипотеке». И женщина остается без средств к существованию, с невыплаченной ипотекой?

Эдуард Панков: Конечно, он может так поступить. В этом случае он останется без квартиры, потому что банк обратит взыскание на квартиру. Отберут квартиру и продадут за бесценок, поэтому все зависит от желания супруга. Если же обе стороны заинтересованы в сохранении квартиры, то существуют специальные схемы предоставления кредитов, по которым они смогут все выплатить.

Ильмира Маликова: А если он уходит и говорит, что квартира ему не нужна и оставляет ее супруге, а у нее это квартиру просто изымают. Что тогда делать?

Эдуард Панков: Если он был заемщиком, то банк все равно с него будет требовать. Если не хватит денег на погашение кредита, после продажи недвижимости, то он останется должен. Но, опять же, все зависит от условий, на которых был заключен договор с банком, очень часто супруга выступает в качестве поручителя. Это уже несколько иные отношения, если он не выплачивает, то выплачивает она. Другими словами, если супруг захочет обидеть слабую сторону, то у него это вполне получится, но все зависит от того, думает ли о своем будущем гражданин. Его кредитная история будет испорчена, он останется должен.

Ильмира Маликова: А внезапная смерть супруга, который набрал потребительские кредиты, какие имеет последствия? Так живет семья, разводиться не собирается, покупает квартиру или машину в кредит, и супруг, которые все оплачивал, внезапно умирает, что тогда делать?

Эдуард Панков: В этом случае, если долг был общий, т.е. кредиты взяты на нужды семьи, то супруга будет отвечать, если кредит был оформлен на нужды супруга, то супруга будет отвечать в пределах той доли наследства, которую она получит. Сначала поделится в равных долях имущество. Допустим, ее доля, полученного имущества, составляет 100 рублей, а кредит взят на 200 рублей, она заплатит из полученной доли 100 рублей, значит ей ничего не останется от наследства.  Но отвечать перед банком она уже не будет.

Ильмира Маликова: Еще один социальный долг – дети. Часто разводы происходят достаточно нервно, каким образом можно защитить интересы детей при разводе? Каким образом определяется порядок общения с ребенком?

Эдуард Панков: Сначала определяется, с кем будет проживать ребенок, его место жительства. Второй родитель, который будет проживать вдали от ребенка, может определить порядок общения с ним, либо же во внесудебном порядке, если договорится с супругом, либо же в судебном, если договориться не удастся. Тут появляются камни преткновения, так как судебным порядком не определено, сколько конкретно второму супругу можно общаться с ребенком. Это происходит на усмотрении судьи. Судьи руководствуются внутренними ощущениями, либо же используют опыт похожих случаев. Таким образом, тут ущемляются права супруга. Как правило, мужчины пытаются добиться общения с ребенком. Проводится экспертиза, с точки зрения психологии и педагогики, которая определяет, как часто папе необходимо общаться с ребенком. Но, опять же, суд может в разрез экспертизе, по своим внутренним ощущениям, установить другой порядок. Например, раз в неделю и все, а эксперт предложил пять раз в неделю общаться. При этом родители равны правами, в данном  же случае мы можем говорить о нарушении законодательства, потому что, 90% будет отдаваться матери, а 10% общения – отцу, возможно, наоборот.

Ильмира Маликова: Алименты. Неаккуратность выплаты алиментов  – это характерная черта советской и российской жизни. Вы же наверняка знаете международный опыт, возможно ли в какой-либо стране мира, на которую мы равняемся, например, страны ЕС, такое массовое уклонение от алиментов?

Эдуард Панков: Можно задать другой вопрос, а возможно ли такое массовое уклонение от уплаты налогов? В чем заключается проблема уклонения от уплаты алиментов? Это как раз уклонение от уплаты налогов. Папа или мама получает зарплату в конверте, а официальная зарплата составляет мизер, с этого мизера и будут выплачиваться алименты. Доказать, оспорить здесь что-то очень сложно. Ведь как определяются доходы? Работодатель представляет документ, в котором указан доход супруга. Естественно, работодатель никогда не укажет, что он уклоняется от налогов, и папа или мама получает больше.

Ильмира Маликова Возможен же другой выход? Например, суд может установить фиксированную сумму.

Эдуард Панков: Да, возможно, если доход супруга нерегулярный, либо же в силу своей профессии получает доход не каждый месяц, то возможно установление алиментов в твердой сумме, но опять же это будет определяться из его дохода. Вопрос заключается в необходимости получении официальных доходов, заработных плат.