Российскому нотариату 20 лет



alttext



В мае в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему “Модернизация нотариата. Российский и международный опыт”. Дискуссию провела президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова. Форум был посвящен юбилейной дате – в марте 2013 года российскому нотариату исполнилось 20 лет.

Работу российского нотариата и перспективы его развития  в студии “Радио России” обсудили  ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова, директор Фонда развития правовой культуры Алексей Лацейко и директор фонда “Центр инноваций и информационных технологий” Эдуард Махноносов.

Ильмира Маликова: Приходы представителей нотариального сообщества к нам в эфир всегда пользуются популярностью, так как затрагиваются вопросы прикладного характера, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый гражданин. Сегодня мы поговорим о том, что произошло с нотариатом за 20 лет его существования. Все мы движемся вперед. Позитивные изменения неизбежны. Сначала я бы хотела обратиться а

Алексею Лацейко и узнать, как можно охарактеризовать развитие нотариата?

Алексей Лацейко: 20 лет назад появился первый закон, который стал прототипом саморегулируемых организаций. На конгрессе в Санкт- Петербурге замминистра сказала, что 20 лет – очень интересный возраст: все умеешь и есть планы. Так вот, за эти 20 лет мы уже все испытали, знаем, как все делать, но пока стоим на низком старте.

Ильмира Маликова: Низкий старт определяется недостатком законодательной базы?

Алексей Лацейко: Конечно, это касается в первую очередь закона, о котором говорили на конгрессе. Возвращаясь к юридическому форуму в Санкт-Петербурге, стоит отметить, что он проводился Министерством юстиций. А на его кануне проводился конгресс, на котором обсуждались перспективы развития нотариата. Нотариусы и юристы в ходе мероприятия отмечали, что самая главная сложность – это наше законодательство, которое часто меняется, но толи не в том направлении, толи не с теми акцентами. Сейчас все ожидают нового закона, так как старый был еще принят при старой Конституции в старой России. Тогда были другие экономические регалии. Новый закон не просто необходим, его принятие не терпит отлагательств. Закон готовится уже три года, но его боятся принимать, потому что он будет достаточно революционным, став и для нотариусов, и для общества своеобразным маяком.

Ильмира Маликова: Алексей, вот уже несколько лет мы встречаемся в эфире нашей передачи и обсуждаем нотариальное сообщество. Наши первые встречи были посвящены объяснению, кто такие нотариусы и как к ним обратиться. Сейчас же образовалось уже общество, которое решает большинство вопросов вместе с нотариусами. Само нотариальное сообщество тоже выросло в разы.

Алексей Лацейко: Оно выросло в три раза. В 1993 году количественный состав был 2,5 тыс. Сейчас – 7,5 тыс. И нужно понимать, какой был состав тогда – это были государственные служащие с государственной зарплатой, которая была небольшой. Это откладывало отпечаток на работу. Все помнят, как с 1991 по 1993 годы происходили бурные экономические изменения: мы получили собственность и начали ей распоряжаться. Государство пошло на рискованный шаг, взяв в пример опыт европейских стран, поставив преграду для свободного обращения недвижимости, тем самым урезав мошенничество. Только нотариус способен оградить гражданина от необдуманных поступков и мошеннических действий со стороны других граждан.

Ильмира Маликова: Нотариальное сообщество выросло, хватает ли сегодня специалистов на всю страну? Ведь Россия большая.

Алексей Лацейко: Да, у нас уникально большая страна, но возьмем, например, Китай. Восемь лет назад они ввели тот нотариат, который существует у нас в стране. У них большой экономический рост, но при этом они не побоялись развивать данный нотариат. На конгрессе, о котором я говорил, были наши китайские коллеги, которые заявляли, что развитие нотариата идет на пользу стране. Более того, 60% мира пользуется услугами нотариусов. Мы еще не дошли, в отличие от других стран, до использования нотариусов как налоговых агентов.

Ильмира Маликова: Может быть, новый закон будет с этим связан?

Алексей Лацейко: Не буду говорить, что это так. В первую очередь новый закон упорядочит деятельность самих нотариусов и сделает ее понятной для граждан.

Ильмира Маликова: Эдуард, теперь я хотела бы обратиться к вам. На форуме, который прошел в Санкт-Петербурге, поднималась тема того, что все документы, которые подписывает нотариус, должны быть качественными, при этом, нотариусы не должны “закапываться в бумажках”.  Какие новые информационные технологии применяются в вашей отрасли?

Эдуард Махноносов: От бумаги мы, конечно, откажемся не сразу. Но все ведет к тому, чтобы нотариусы использовали электронные документы в своей работе. Мы живем в информационном обществе и нотариальное сообщество пытается не отставать от тенденций. Причем, не за бюджетные деньги, а за деньги нотариусов.