"Селигер" объединяет молодых юристов

13 июля открылся 10-ый всероссийский Молодежный форум «Селигер». Одно из событий форума — смена «Молодые юристы России». Участники смены обсудят актуальные проблемы, всего предложено для дискуссии 10 образовательных блоков, один из которых посвящен правозащитной тематике. Предоставить талантливым и амбициозным юристам востребованные знания и навыки на рынке юридических услуг, объединить перспективных молодых специалистов в отдельное сообщество — цели смены «Молодые юристы России».

В студии «Радио России» ведущая программы «Право на защиту» Ильмира Маликова, руководитель форума «Россия в центре» Евгений Шулятьев и юрист, заместитель руководителя смены «Молодые юристы России» Иван Резников обсудили перспективы развития юридического сообщества.

Ильмира Маликова: Про форум «Селигер» за последние 10 лет многое писалось и говорилось. Меняется политическая парадигма нашей страны, меняются президенты и руководители политических направлений, форум продолжает свою работу.

Юристов в России много. Часто можно услышать, что наша страна — страна юристов и охранников. Рисуется мрачная перспектива: угрюмые мужчины, одни их которых никуда не пускают, а другие потом объясняют, почему не пускают. Многие эксперты заявляют, что грядет перепроизводство юристов в России. Когда был переход от социализма к новой рыночной экономике, юристов не хватало — навыки, которые были, — ориентировались на советскую юриспруденцию. Юристов начали учить — сейчас их стало слишком много. Руководители нашей страны, который каждый раз приезжают на «Селигер», В.В. Путин и Д.А.Медведев ежегодно посещают форум и общаются с молодыми специалистами, вне форума не устают повторять нехитрую фразу, что для нашей страны характерен правовой нигилизм, связанный с правовой безграмотностью. Как же так получается, что у нас страна юристов и низкая правовая грамотность населения в то же время?

Евгений Шулятьев: Стоит начать с качества юридического образования. Оно довольно низкое. В этом, естественно, виноваты высшие учебные заведения, которые выпускают юристов, которые затем вынуждены работать охранниками. Что касается нигилизма, такая ситуация есть во всей стране. Все-таки юридическая и экономическая сфера существуют в нашей стране не так давно. Со временем все станет на свои места. Прилет новое поколение и все наладится.

Ильмира Маликова: Но поколение уже сменилось. Советская власть была давно, она закончилась в 1985 году. Как известно, поколение живет 25 лет. Уже сменилась парадигма. Америка за 200 лет прошла целый путь развития от государства бандитов и маргиналов, которые приехали со всего мира, до развито и экономически, и политически страны. У нас прошло больше 30 лет — уже пора построить новый мир, а мы все говорим о недостатке юридического образования, в чем же его достоинство?

Евгений Шулятьев: Все же я думаю, что сейчас экономическая и юридическая стороны нашей жизни поглощают лучшие умы страны и выходят на новый уровень.

Иван Резников: Я частично согласен с Евгением. Однако поколение-то у нас сменилось, но кто преподавал этому поколению?

Ильмира Маликова: Прекрасные юристы.

Иван Резников: Но заточены они были на социалистическую сторону права. Основы уже заложены, видны даже плюсы, хотя кто-то может говорить, что они двойственны, имеют неоднозначную характеристику. Необходимые реформы прошли.

Ильмира Маликова: Советская юридическая школа была мощнейшей школой, которой отдавали должное даже наши зарубежные партнеры. Это были прекрасные юристы, которые обслуживали ту систему. Они учили, развивали навыки людей. А вот наполнение ставится очень просто: сегодня мы учим умножение и деление по европейской системе, а завтра — по американской. Образованный человек за полчаса разберется, в чем же отличия. Можно мир изучать по карте, которая печатается в Европе, а можно по той, которая печатается в Австралии, где Австралия — центр, опять же, чтобы разобраться в карте, образованному человеку достаточно пяти минут. Я вступлюсь за нашу юридическую науку, которая нынешней в подметки не годится.

Евгений Шулятьев: Я могу сказать точно, что все мои знакомые молодые юристы на понятном языке смогут объяснить гаишнику, почему он не прав, если он не прав, и какой закон он нарушает. Я не уверен, что юристы с советским образованием могут это сделать.

Ильмира Маликова: Почему то все считают, что юрист нужен для того, чтобы спорить с гаишниками, но, если ты знаешь правила и не нарушаешь их, то не нужно ни с кем спорить. Смысл юридической науки заключается в защите прав человека. Важно, как эти права понимают нынешние юристы.