Качают право: нотариусы рассказали о надувательствах «серых» юристов



alttext

Юрист, нотариат

Какие полномочия в доверенности не следует передавать посредникам

Постоянно меняющееся законодательство усложняет простым людям пути для решения насущных проблем. Оформление наследства, сделка с недвижимостью, хозяйственный спор — всё это сегодня требует познаний в праве или помощи компетентного специалиста. Между тем в Федеральной нотариальной палате отмечают рост юрфирм, стоимость услуг которых завышена, а качество оставляет желать лучшего. Эксперты «Известий» рассказали об актуальных схемах обмана граждан в сфере оказания правовой поддержки.

Утром деньги, вечером результат

Одна из самых распространенных схем надувательства клиента «серым» юристом — пообещать решение проблемы, получить гонорар и исчезнуть. Именно так поступил со своей знакомой специалист из Тулы, осужденный в конце марта к году строгого режима. Мужчина взялся помочь ей уладить вопросы по гражданскому делу, освободить от уголовной ответственности и сопроводить сделку по покупке квартиры. В общей сложности за весь пакет услуг он получил 800 тыс. рублей, но ни один из обещанных пунктов так и не выполнил.

Другая распространенная схема обмана клиента, которой пользуются нечистоплотные правоведы, — обещание «решить вопрос» нелегально. Помимо материального ущерба такая уловка бросает тень на правоохранительные органы и госструктуры.

Сразу трех адвокатов признали виновными в мошенничестве в особо крупном размере, сообщила прокуратура Ленинского района Тулы. Осужденные вышли на родственников фигуранта уголовного расследования и обманом получили с них 1 млн рублей. Эти деньги правоведы пообещали передать в качестве взятки следователю регионального управления ФСБ за меру пресечения для предпринимателя, не связанную с заключением под стражу. На самом же деле это был обман, деньги они попросту разделили между собой. Фигуранты отделались штрафами, каждый лишен права заниматься деятельностью на три года.

Ложная угроза

Часто с нечестным поведением некоторых юристов сталкиваются нотариусы. Представители ФНП поделились с «Известиями» наиболее распространенными схемами обмана граждан.

Значительная часть людей страдает от недобросовестных правоведов при оформлении наследства, пояснили в палате. В неприятную историю попал столичный пенсионер, когда обратился к юристу после смерти племянника.

«Бойкие «специалисты» заверили, что сделают всё необходимое, нужно только подписать договор. По условиям соглашения «юристы» брали на себя обязательства по подготовке правового анализа ситуации клиента и соответствующих документов. Что скрывается за этими красивыми словами, пенсионер не понимал», — рассказали в ФНП. Мужчина был единственным родственником усопшего, но сотрудники фирмы заставили его поверить в то, что наследство может заполучить девушка, с которой встречался племянник. Обманом дельцы вынудили мужчину внести предоплаты в 0,5 млн рублей.

Позже пенсионер понял, что его надули, сейчас он судится с конторой.

«В описанной ситуации мошенники ввели пожилого человека в заблуждение, в первую очередь в части сожительницы наследодателя, которая, по их версии, якобы могла получить всё наследство. На самом деле при отсутствии завещания шансы этой девушки унаследовать имущество стремятся к нулю. Если бы дядя умершего обратился к нотариусу, тот сразу же ему об этом рассказал. Объяснил, кто именно имеет право на наследство, какова очередность наследования, и прочие важные нюансы», — говорит нотариус Щелково (Московская область) Ирина Аникеева. Она отметила, что пожилые люди чаще других оказываются обманутыми подобного рода «профи».

Присвоение полномочий

Впрочем, молодые и образованные граждане также попадают в сети, расставленные «серыми» юристами. Жительница Нижнего Новгорода купилась на позитивные отзывы о юрфирме и солидный офис с суетливыми и опрятными сотрудниками. Даме нужна была помощь в определении причитающейся ей доли в наследстве. Несмотря на то что этот вопрос лежит в компетенции нотариуса, сотрудники фирмы ввели ее в заблуждение. Сообщили, что нотариус лишь откроет наследственное дело, а запросами и определением доли заниматься не станет. Они склонили клиентку к подписанию договора, в котором брали на себя «юридическое сопровождение проведения процедуры установления объема наследственной массы и вступления в наследство» за 30 тыс. рублей.

«По закону нотариус бесплатно консультирует заявителей, выявляет круг наследников, делает все необходимые запросы, в том числе в банки, Пенсионный фонд, ЕГРН, ЕГРЮЛ, органы ЗАГС, МВД и другие инстанции. Запросы направляются нотариусом в электронном виде, что позволяет получать достоверные сведения из первоисточников максимально быстро», — рассказывает нотариус Нижнего Новгорода Юлия Кузнецова.

Наследнику действительно может понадобиться юрист, но это касается случаев, когда нужно отстаивать свои права в суде. Например, если возник спор с другими претендентами, а договориться у них не выходит, объяснил нотариус Брянска Ирина Пилипушко.

— И тогда в рамках подготовки к судебному разбирательству и непосредственного участия в нем истцу может помочь частно практикующий юрист или адвокат, — говорит она.

Девушке пришлось подписать доверенность сразу на 10 сотрудников юрфирмы и постоянно названивать в офис по поводу своего вопроса. Со временем ее звонков в компании стали избегать. Сомнения развеялись после самостоятельного похода к нотариусу, у которого было открыто наследственное дело. Девушке снова понадобился юрист, чтобы привлечь к ответу обманувшую ее компанию.

Безграничная доверенность

Еще одна потенциальная угроза, исходящая от «серых» юристов, кроется в навязывании клиентам оформления доверенностей на широкий спектр действий. Часто такие полномочия избыточны. Подобные оплошности со стороны клиентов, особенно в сфере бизнеса, могут привести к непрогнозируемым негативным последствиям, например к рейдерскому захвату, хищениям, действиям в интересах конкурентов и т.п.

Столичный нотариус недавно обнаружил подозрительную активность юрфирмы, расположенной по соседству с его конторой. Сразу несколько клиентов организации обратились к нему за удостоверением судебной доверенности на сотрудников. В беседе с обратившимися (это обязательная процедура) нотариус узнал, что раньше о существовании юридической компании заявители не знали. Большинство обратившихся уже имели печальный опыт и пострадали от действий другой юрфирмы.

«Любопытно, что сотрудники юркомпании N (название изменено. — Ред.) сами вышли на клиентов с предложением помощи — обещали представлять интересы пострадавших в судах и добиться компенсаций. Просили внести предоплату (в среднем от 60 тыс. до 120 тыс. рублей) и оформить доверенность», — сообщили в ФНП. Нотариуса удивил перечень полномочий, которые получали малознакомые клиентам юристы по доверенности. А именно представление интересов во всех госорганах и коммерческих организациях, банках и банковских структурах, во всех архивах РФ, в других организациях и учреждениях различных форм собственности, в органах местного самоуправления, департаменте городского имущества Москвы, Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, структурах ПФР, страховых компаниях, нотариальных конторах, во всех судебных, административных и правоохранительных органах, в том числе судах судебной системы, включая арбитражные по делам о банкротстве и т.д.

Нотариус открыл глаза обратившимся к нему на риски, после чего многие отказались от идеи передать критически важные полномочия малознакомым юристам и расторгли с ними договор.

«После этого в нотариальную контору стали поступать гневные звонки от той самой юридической конторы», — пояснили в ФНП.

Как распознать жулика в галстуке

Юрист не всегда способен помочь клиенту, иногда это невозможно в принципе, а в некоторых случаях люди обращаются слишком поздно, объясняет член Ассоциации юристов России Виктория Тютюнникова.

— Юрист — это не гарантия успеха. Встречаются в профессии и те, кто хочет нажиться на чужой беде. Плохой юрист гарантирует результат. Но нужно понимать, что специалист влияет только на процесс. В его силах оценить ситуацию, предложить варианты решения и помочь выбрать правильный. Он оказывает юридическую поддержку. Поэтому, если вам говорят, что обязательно решат вашу проблему, вставайте и уходите, — подчеркнула она.

По ее словам, излюбленный прием таких мошенников — давление.

— Они рассказывают, что дескать специализируются на ваших случаях, лично знают судью, у них есть связи в прокуратуре… А главное — что нужно как можно быстрее заключить договор. Важно не попасться на эти уловки, — отмечает специалист.

Еще один симптом плохого юриста — имитация активности и погружение в мир документов.

— Добросовестный юрист рассчитывает каждый шаг. После любого действия ситуация меняется, поэтому он не загадывает, как это будет в будущем. Плохой юрист думает не о пользе для клиента, а о его деньгах. Ему важно пустить пыль в глаза — он развивает бурную активность, хотя порой не делает даже половины того, что необходимо было сделать по конкретному делу, — рассказывает Тютюнникова.

Хороший юрист помнит, что жалобы, иски, заявления — это лишь инструменты, которыми он решает проблему клиента. Для плохого написать очередную бумагу — это и есть суть работы.

Как вернуть деньги

«Серый» юрист торопит подписать акт оказания услуг. Если клиент заплатил, вернуть деньги сложно.

— Это можно сделать через суд, но судебные издержки часто выше выплаченной суммы. На это и надеются мошенники, а это одна из причин, почему их услуги стоят относительно немного. Добросовестный специалист дорожит репутацией, поэтому делает все, чтобы клиент остался доволен его услугами, даже если он проиграет дело. Удар по репутации для него стоит куда больше полученной суммы. Поэтому ему выгодно ввести клиента в курс дела, объяснить все риски и не торопить с принятием решения, — замечает эксперт.

Профессионал подпишет акт, только если дело действительно закончилось, для такого специалиста этот документ — лишь формальность для бухгалтерии, а не повод завершить работу.

— Если дело затянется, нормальный юрист предложит разбить его на этапы и подписывать промежуточные акты, но и в этом случае никогда не будет торопить, — говорит Тютюнникова.

Иван Петров, Известия