Как наказывать за компьютерные преступления, объяснил Верховный суд



alttext



Пленум Верховного суда России детально разъяснил, как наказывать за компьютерные преступления. Речь не только о хакерских атаках, но и банальной краже информации с чужих гаджетов.

Сегодня данный вопрос приобретает особую актуальность. У всех на руках гаджеты, а значит, каждый из нас может оказаться компьютерным потерпевшим. Однако мало кто задумывается, что точно так же он может попасть и в преступники. Заглянуть в компьютер коллеги по работе и скачать оттуда секретные файлы, допустим, служебную переписку или список контактов, будет незаконным. А значит, наказуемым.

С недавних пор наказывать за преступления в сфере компьютерной информации стали не только хакеров. Наоборот, ответ держат самые простые люди, где-то поддавшиеся искушению.

Например, жительница Волгоградской области, 32-летняя Татьяна С., работавшая в офисе продаж сотового оператора, однажды решила помочь подруге. Последняя подозревала мужа в измене. Татьяна запросила биллинг, с кем разговаривал подозреваемый муж. Информацию скопировала в память рабочего компьютера, а также сфотографировала на свой смартфон.

История умалчивает, был ли разоблачен муж. Но саму Татьяну разоблачили и обвинили по статье 272 УК (неправомерный доступ к компьютерной информации).

При этом преступление Татьяны оказалось не единственным. Но если знакомой она помогала по дружбе, то в другом деле решила немного подзаработать.

“Татьяна С., желая продать третьим лицам сим-карту клиента компании, который продолжительное время ею не пользовался, без заявления абонента сотовой связи произвела неправомерное принудительное блокирование сим-карты, – рассказывают в объединенной пресс-службе судов Волгоградской области. – После чего восстановила ее, присвоив использовавшийся абонентом номер, и самостоятельно изготовила заявление от имени абонента о якобы его согласии на выпуск новой сим-карты, сфальсифицировав его подпись”.

Проще говоря, перевыпустила долго молчавшую сим-карту и продала. Деньги, пусть и небольшие, положила в карман.

“По совокупности преступлений осужденной назначено наказание в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей с лишением права заниматься деятельностью в сфере компьютерной информации, связанной с доступом к коммерческой и иной охраняемой законом тайне, сроком на 2 года”, сообщают в пресс-службе.

Это значит, что два года женщине не работать в салонах связи. И она далеко не единственная, кого поймали за кражей информации из гаджетов.

Всем гражданам на заметку: в Уголовном кодексе есть отдельная глава: “Преступления в сфере компьютерной информации”. Практика по ней активно развивается.

Одна из “компьютерных” статей, которая грозит не только гражданам, это статья 272 – “Неправомерный доступ к компьютерной информации”. Количество дел по ней растет уже несколько лет. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в этом году за шесть месяцев по ней было осуждено 132 человека. Это ровно столько же, сколько было осуждено по этой же статье за весь 2020 год. В 2021 же году были наказаны за неправомерный доступ к компьютерной информации 189 человек. Можно не сомневаться: рекорд будет перекрыт. В перспективе, как только правоохранители набьют руку, таких дел могут быть тысячи. Потому принятое постановление пленума Верховного суда – принципиально важный для каждого документ.

“Разъяснения пленума Верховного суда России помогут усовершенствовать судебную практику в сфере компьютерных преступлений”, – подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Например, Верховный суд России разъяснил, какие сведения де-юре относятся к компьютерной информации. То есть на них распространяется юрисдикция главы 28 УК.

“Такие сведения могут находиться не только в компьютерах, но и на любых внешних электронных носителях: дисках, в том числе жестких дисках-накопителях, флеш-картах и тому подобном”, – прокомментировал Владимир Груздев.

Иными словами, если человек возьмет чужую флешку с чувствительной информацией, допустим, с фотографией чьего-то паспорта и других документов, то это будет преступлением. “Возьмет” – в смысле заглянет и скопирует.

Как поясняют эксперты, наказуема кража не любой информации, а защищенной законом. Скажем, врачебной тайны.

Таким образом, если на флешке будут медицинские документы хозяина или кого бы то ни было, просмотреть их тоже будет преступлением. Или если там какие-то квитанции, это банковская тайна. Защищены также семейные секреты, персональные данные и многие другие тайны. Посмотрел без спроса – сел. На скамью подсудимых. Таковы правовые алгоритмы.

Если же злого умысла у человека не было, проблем быть не должно. Это могут быть ситуации, когда владелец компь.тера сам разрешил им воспользоваться. И даже попросил скопировать личные данные.

На практике возможны самые разные казусы. Например, несколько неприятных месяцев недавно пережил 38-летний житель Курска, работающий в государственном учреждении в отделе информационных технологий. Он не хакер. Просто хотел сделать доброе дело.

“Согласно материалам дела, житель г. Курска, будучи в отпуске, дома через свой компьютер подключил удаленный доступ к программам, содержащим персональные данные физических лиц, проживающих на территории города Курской области, и в процессе общения в соцсети с несовершеннолетней, 2004 года рождения, скопировал из базы и через личные сообщения направил ей ее персональные данные”, рассказывают в объединенной пресс-службе судебной системы Курской области.

Первая инстанция осудила его за неправомерный доступ к компьютерной информации. Однако Курский областной суд разобрался в деле и оправдал человека.

“Суд пришел к выводу, что факт входа курянина в базу информации и копирования данных, хоть и стал возможным благодаря его служебному положению, однако каких-либо негативных последствий не наступило, – подчеркнули в пресс-службе. – Данные были им направлены исключительно потерпевшей, чтобы продемонстрировать ошибку в указании месяца рождения, зафиксированного в документе, для возможности ее исправления, т.е. в интересах как последней, так и своего работодателя. При этом проверка и корректировка ошибок в программе входила в его должностные обязанности. Доказательств об умысле лица передать в личных целях такую информацию посторонним стороной обвинения суду представлено не было”. Честное имя мужчины восстановлено.

“Неправомерный доступ к компьютерной информации – это незаконное либо не разрешенное собственником или иным ее законным владельцем использование возможности получения компьютерной информации”, – подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Как пояснил пленум Верховного суда, под неправомерным копированием компьютерной информации предлагается понимать в том числе отправку по электронной почте, распечатывание на принтере, фотографирование, переписывание от руки и т.п. – если без разрешения.

Владислав Куликов, Российская газета