Матвей Гончаров: «МВД в защите граждан должно строить работу на опережение»



alttext

Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений

МВД опубликовало статистические данные о преступлениях, совершенных в 2021 году. Общее количество зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 2%. Количество криминальных деяний против личности также уменьшилось. Исполнительный директор ФПП Матвей Гончаров считает, что данные о снижении числа преступлений в России не отражают изменений в уровнях общественной и личной безопасности граждан в стране. В ряде сфер, например, в защите граждан от мошеннических преступлений необходимы более эффективные меры.


Матвей Гончаров, исполнительный директор ФПП:

По результатам анализа поступивших в Фонд поддержки пострадавших от преступлений обращений и звонков, можно сделать обоснованный вывод о снижении обращений по факту причинения тяжкого вреда здоровью, либо смерти, что соотносится со статистикой Министерства внутренних дел России.

При этом, характерно, что на протяжении последних 10 лет систематически снижается количество выявленных преступлений. Это следует из данных Генеральной прокуратуры РФ о состоянии преступности в России. За пять лет преступлений стало на 13% меньше, а за 10 лет их число сократилось более чем на 22%. Безусловно, подобные положительные тенденции, происходят, в том числе, и за счет проводимой сотрудниками ОВД профилактической работы.

Но уровень преступности в современной России все равно по-прежнему остается высоким. Несмотря на незначительные, но постоянные темпы снижения преступности, количество преступлений, которое регистрируется в стране за год, аналогично ежегодному количеству преступлений, которое регистрировалось в 80-е годы в СССР (при численности населения почти в 280 млн. человек).

При этом, объективно заявлять о фактическом снижении количества совершаемых общественно опасных деяний нельзя ввиду, например, принятия законодательных актов, декриминализовавших ряд преступных деяний.

В тоже время в последние годы происходит, например, постепенный рост преступлений против собственности, а также киберпреступлений, раскрываемость которых находится на невысоком уровне.

Первое, что бросается в глаза при просмотре статистики – это данные о размере ущерба от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам), который составил 834,5 млрд руб., что на 62,7% больше аналогичного показателя предыдущего года.

С 2020 года наш Фонд фиксирует резкий рост числа обращений, связанных с различными видами мошенничеств. Данная тенденция сохраняется и в 2021 году. Примерно 65% обратившихся в прошлом году – пострадали от «телефонных мошенников», которые под различными предлогами заставляли граждан оформить кредиты и вывести денежные средства на «защищенные счета».

Мы связываем столь заметный прирост числа корыстных преступлений с постоянным появлением новых способов вхождения в доверие к гражданам, с непрерывным ростом видов, способов и расширением круга предметов мошенничеств. Правоохранительные органы в большинстве случаев подключаются тогда, когда преступление уже совершено, и часто не имеют возможности работать на опережение.

За последние 5 лет общий массив киберпреступлений вырос почти в 8 раз. Данные показатели по мошенничеству и киберпреступности в целом соответствуют общемировым тенденциям преступности и свидетельствуют о ее перестройке, вызванной пандемией коронавируса.

Также обращают на себя и данные о небольшом, но постоянном ежегодном росте тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе, совершенных организованными группами или преступными сообществами (+26,5%), данные о количестве ранее судимых лиц, совершивших преступления. Впервые больше половины (60,0%) расследованных преступлений совершено рецидивистами.

Необходимо обратить внимание, что в сборнике отсутствует информация об общем количестве потерпевших от преступлений. Предположу, что вопрос статистического учета в данном контексте в основном связан с проблемами признания заявителей (пострадавших) от преступлений потерпевшими (т.е., придания им соответствующего процессуального статуса). В некоторых подобных случаях, как показывает наша практика, потерпевшие есть, причиненный им вред/ущерб в результате преступного деяния очевиден, но у органов предварительного расследования иная позиция на этот счет, которую они, порой, занимают месяцы, а то и годы.

Вообще данные за 2021 год, а также данные, характеризующие предыдущие периоды, позволяют утверждать, что, несмотря на снижение многих количественных показателей, состояние преступности, её общая динамика свидетельствуют о реальной угрозе для общественной безопасности.

МВД России располагает значительными ресурсами и нормативной базой для того, чтобы активнее заниматься именно профилактированием преступности. В современных условиях им необходимо повышать эффективность деятельности органов внутренних дел РФ именно по инициативному выявлению преступлений и усилить надзор в данной области.

ФПП