Матвей Гончаров: «Программе по защите свидетелей необходимо концептуальное обновление»



alttext

Заседание Комитета СФ РФ велось и в онлайн-формате

21 апреля 2023 года в Совете Федерации ФС РФ специалисты Фонда поддержки пострадавших от преступлений приняли участие в обсуждении давно назревших изменений в реализации мер по обеспечению защиты свидетелей в рамках уголовного судопроизводства в России. В дискуссии участвовали представители разных ветвей власти, общественные деятели и эксперты. Проведение заседания инициировал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Давыдович Башкин.

По мнению экспертов, действующая программа защиты свидетелей, которой в 2024 году исполнится 20 лет, устарела, как концептуально, так и морально. Да и техническая оснащенность современных преступников позволяет им угрожать или оказывать влияние на свидетелей практически из любой точки планеты.

По мнению Александра Башкина, технический прогресс, а самое главное использование технологий против законопослушного гражданина, негативно сказывается на желании человека добиваться справедливости.

«Оказывать давление со стороны подсудимых на потерпевших и свидетелей в последние годы стало значительно проще. Доступ к личным данным граждан, злоумышленники пользуют для слежки за свидетелями», – особо отметил сенатор.

Фонд поддержки пострадавших от преступлений внимательно следит за реализацией государственной программы и полагает, что с 2006 года доверие к органам, осуществляющим меры безопасности, заметно выросло, повысилось качество обеспечения безопасности защищаемых лиц. В период с 2014 по 2017 гг. число участников уголовного судопроизводства, которые были задействованы в программных мероприятиях, в среднем составляло от 3,3 до 3,9 тыс. чел. За указанный период в отношении них было осуществлено более 33 500 мер безопасности. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.

Вместе с тем, у госпрограммы есть сформировавшиеся «болевые точки». Очевидно, что реализация в рамках программы таких мероприятий, как охрана важного свидетеля или потерпевшего, предоставление жилища по другому месту жительства, изменение внешности требуют более серьезных бюджетных ассигнований. Переселение на другое место жительства и замена документов, как меры государственной защиты, применяются редко ввиду невозможности применения этих мер на постоянной основе.

«Также слабым местом в практической реализации мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства является раздробленность субъектов, реализующих программу», – считает исполнительный директор Фонда Матвей Гончаров. – «Эти задачи затрагивают сферы деятельности нескольких федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем, реализация мер защиты возможна только при консолидации их усилий».

Фонд полагает, что реализацию программы можно и нужно улучшать. Предложения специалистов и экспертов организации переданы для изучения законодателям и профильным ведомствам.

«Необходимо обратить внимание на продвижение и популяризацию программы защиты свидетелей в общественном пространстве», – уверен Матвей Гончаров. – «В настоящее время гражданам фактически ничего неизвестно о программе, о том, что государство готово защищать свидетеля, если ему грозит опасность. Для этого не нужна какая-то широкая, специальная реклама. Но в отделах полиции, в следственных органах, в судах должна быть доступна вся информация о правах свидетелей. Профессиональное юридическое сообщество могло бы взять на себя функции по правовому просвещению свидетелей, разъяснению положений закона. Это большой, насыщенный и чрезвычайно необходимый пласт социальной работы. Но для этого необходима деятельная заинтересованность со стороны органов юстиции и правопорядка».

ФПП