Досье на крови



В МВД создали экспертные лаборатории, позволяющие быстро раскрывать наиболее шокирующие преступления, – педофилию, изнасилования, серийные убийства. Общество испугано валом таких злодейств, особенно – против детей. Кроме того, все чаще на "сцене" появляются всякого рода маньяки и извращенцы. Как их выявлять и отлавливать? (Фото: ИТАР-ТАСС)

Зачастую такие преступники – умелые конспираторы, не оставляющие никаких следов. Вернее – почти никаких. Он может стереть со всех предметов, к которым прикасался, отпечатки пальцев, даже посыпать какой-нибудь остро пахнущей гадостью подошвы обуви, чтобы отпугнуть служебную собаку. Но все равно могут остаться невидимые глазу капельки слюны, пота или крови, частичка кожи, волосинка. И этого окажется достаточно, чтобы доказать: человек был на месте преступления.

В МВД корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что в ведомственных экспертных центрах созданы автоматизированные лаборатории ДНК-анализа, которые превращают в улики даже микрочастицы биологического происхождения. Появилась возможность быстро сделать экспертизу по изъятым с мест происшествий невидимым деталям. Даже упавший с головы преступника волос или капелька слюны способны вывести на его след, установить конкретное лицо. Если в 2006 году с помощью этой методики удалось раскрыть 138 преступлений, то в 2007-м их число возросло до 1121.

С использованием баз данных геномной регистрации установлены личности более 30 тысяч преступников. Как правило, наиболее ценными результаты таких исследований оказываются для раскрытия изнасилований, поимки маньяков и педофилов. Ведь все результаты исследований с мест преступлений заносят в специальную базу данных геномной регистрации человека. И нередко случается так, что это генно-электронное досье четко "называет" фамилию преступника.

Кстати, для выявления педофилов в департаменте уголовного розыска создан специализированный отдел. За последние три года на контроле угрозыска находилось 89 тяжких преступлений насильственного характера, совершенных в отношении малолетних. Раскрыто – 72. Из 28 убийств, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, раскрыто – 26.

По мнению аналитиков МВД, количество маньяков не увеличивается. Но и меньше их не становится. В 2006 году было выявлено десять серийных убийств, в 2007-м – семь, за полгода 2008-го – пять. Все преступники установлены, многие арестованы, некоторые разыскиваются. Во всех милицейских подразделениях в регионах созданы отделы и отделения по раскрытию тяжких преступлений против личности, в том числе серийных убийств.

Всех маньяков, педофилов и серийных убийц занесли в милицейскую картотеку. Сейчас в органах внутренних дел завершается создание Единой информационно-телекоммуникационной системы. Инициатор этого проекта – министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Такой гигантский банк данных позволяет раскрывать преступления "по горячим следам".

Например, помимо геномной регистрации используется автоматизированная дактилоскопическая информационная система "Папилон". Сейчас ее суммарный массив содержит почти 80 миллионов дактилокарт и следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Вообще дактилоскопирование проводится по четырем направлениям: уголовное, добровольное, миграционное и обязательное – для государственных служащих. Так, в прошлом году выявлено более 152 тысяч человек, которые пользовались фальшивыми документами, удостоверяющими личность. Проверка с помощью "Папилона" позволила раскрыть более тысячи убийств и 2 тысячи грабежей и разбойных нападений, почти 15 тысяч краж. Благодаря такому банку данных удалось установить личности почти 11 тысяч неопознанных трупов.

В МВД считают, что центры геномной регистрации позволят не только раскрывать, но и предупреждать преступления маньяков. Ведь не секрет, что эти преступники на самом деле – больные люди. Их страшный недуг досконально не изучен. Однако известно: тяга к убийствам, насилию или извращениям может передаваться по наследству. Допустим, какой-нибудь серийный убийца отсидел отмеренный ему судом срок и вышел на свободу. Никто не мешает ему обзавестись семьей и потомством. Кто знает, что "торкнет" в голову его детям, на какие "подвиги" их повлечет пресловутый зов крови?

По закону их никак нельзя изолировать от общества. Но банк данных, где содержится информация о специфических особенностях их генов, позволит сыщикам держать таких людей в поле зрения. И при необходимости их контролировать.

Михаил Фалалеев, "Российская газета"