Коллекторов по новому законопроекту смогут отправлять в колонию на пять или десять лет за угрозы гражданам



alttext

коллекторы

В осеннюю сессию законодатели планируют рассмотреть очень важный для граждан законопроект. Он уже внесен в Думу и касается незаконных действий коллекторов по выколачиванию с должников денег.

Тема эта серьезная и больная. Должников у нас немало, коллекторских контор во всех регионах страны более чем хватает. Но вот методы, которыми действуют те, кто в прямом смысле слова выколачивает долги, очень мягко выражаясь, оставляют желать лучшего.

Тот же Следственный комитет РФ с завидной регулярностью сообщает про возбуждение дел после того, как в одном регионе коллектор бросил бутылку с зажигательной смесью в окно должника, в другом коллекторы умудрились сорвать работу целой скорой помощи, заблокировав телефон вызова из-за долга медсестры. А в третьем регионе начали угрожать директору школы, в которой учится ребенок должников. В общем, все эти ужасы даже перечислить сложно.

Уточним: уголовная ответственность для таких вышибал существует. Но чтобы тех, кто в прямом смысле слова выбивает долги, привлечь к уголовной ответственности, они должны совершить нечто очень серьезное – поджечь дом, нанести человеку тяжкие увечья. Теперь речь идет о том, чтобы останавливать коллекторов “на дальних подступах” к должнику.

О том, что ситуация более чем серьезная, говорят сухие цифры, которые приводят в пояснительной записке к документу авторы законопроекта. Так, только за два года Служба судебных приставов России приняла к рассмотрению 78 338 жалоб на нарушение коллекторами федерального закона, в котором говорится о незаконных методах получения просроченной задолженности с граждан. Причем количество таких жалоб людей начиная с 2018 года только растет.

Чтобы переломить ситуацию, законодатели предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей 172.4.

В ней будет говориться про ответственность за совершение человеком, который пришел требовать долги с гражданина и пока просто угрожает человеку или давит на него и близких, серьезную ответственность именно по уголовной статье.

Как же предлагают наказывать законодатели коллекторов за давление и угрозы должнику?

В новую уголовную статью они предложили следующие санкции. Сначала про минимальное наказание – это штраф от 300 до 500 тысяч рублей или принудительные работы на срок до пяти лет. Далее следует лишение свободы на срок до пяти лет “с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового”.

В пояснительной записке авторы напоминают про уже существующие законы, которые карают за “незаконные способы осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности”. Список таких уголовных статей, которые уже сейчас применяют к коллекторам, следующий – угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью, клевета, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности жилища, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, самоуправство. Но законодатели признают – применение всех этих уголовных статей на практике “вызывает затруднения”.

Авторы инициативы считают, что одна из основных проблем уголовного законодательства применительно к коллекторам, использующим незаконные способы возврата просроченной задолженности, связана с тем, что уголовная ответственность наступает только за возможные последствия их действий. При этом реакция правоохранительных органов возможна только после совершения одного из перечисленных действий. А это, справедливо утверждают авторы, “может привести к необратимым последствиям”.

У нас о возврате долгов говорит так называемый закон № 230. Он о защите прав физических лиц “при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности”. В нем сказано, что не допускаются действия кредитора, связанные с применением к должнику физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью, имуществу и так далее. Но авторы подчеркивают – эти правовые нормы, включая административную ответственность, являются “недостаточными и малоэффективными”.

Наталья Козлова, Российская газета