Независимы во всем



Во вторник Госдума приняла в первом чтении пакет из трех законопроектов, направленных на разделение Следственного комитета и прокуратуры на два самостоятельных органа. Согласно проектам, самостоятельность СК резко повышается – ведомство практически избавляется от прокурорского надзора и будет подчиняться напрямую Кремлю.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на пленарное заседание не явился. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, накануне ему удалось договориться с думским большинством о поддержке законопроекта в Госдуме во время встреч с представителями «Единой России» и «Справедливой России»

Напомним, идея единого Следственного комитета была озвучена главой государства Дмитрием Медведевым еще минувшим летом. 27 сентября президент внес соответствующий законопроект о реформе бывшего СК при прокуратуре в Госдуму. При этом, не дожидаясь принятия закона, Медведев начал реформу СКР своей властью, подписав в тот же день указ, в соответствии с которым Следственный комитет объявляется правопреемником аналогичной структуры при прокуратуре. Отныне Бастрыкин перестал быть первым заместителем генпрокурора Юрия Чайки и перешел в прямое подчинение к Кремлю.
Суть законопроекта во вторник изложил полпред президента в Госдуме Гарри Минх. По его словам, руководство Следственным комитетом будет осуществлять сам президент. Он же назначает и отправляет в отставку председателя СКР. Сотрудники Следственного комитета с принятием законопроекта, как и сейчас, смогут беспрепятственно входить на любую территорию, в том числе органов власти, по предъявлении служебного удостоверения, а также будут допущены к любым материалам и документам в организациях.

В законопроекте еще раз прописывается, что все требования, запросы и поручения руководителя комитета и даже рядового следователя обязательны для исполнения всеми организациями и должностными лицами. Сотрудники СК также смогут участвовать в заседаниях органов власти, в том числе местного самоуправления.

Одним из новых положений законопроекта стал пункт, разрешающий прокурорам только при наличии жалоб участников уголовного процесса проверять постановление следователей об отказе в возбуждении уголовных дел.
Однако депутаты Госдумы и сенаторы смогут направлять парламентский запрос лично главе СКР, в том числе и об эффективности данного контроля. Как объяснил депутатам глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, необходимость разделения функций Следственного комитета и прокуратуры доказала высокая эффективность работы следователей.

Так, по данным депутата, за последние три года ими было раскрыто 3 тыс. 108 убийств, совершенных в прошлые годы: «Более 1700 преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, свыше 1600 изнасилований, – сообщил Плигин. – В 2007 году было выявлено свыше 11 тыс. фактов взяточничества, в 2008-м – более 12 тыс., в прошлом – свыше 13 тыс.»

Оппозиционных депутатов эти цифры не убедили. С критикой на законопроект обрушились представители КПРФ. Так, коммунист Николай Коломейцев заявил, что с принятием законопроекта в России будет создана структура «типа опричнины Ивана Грозного, которую никто не контролирует». Минх в ответ призвал депутата не пытаться выдать следственные структуры за политические, тем более что все нормы, предложенные президентом, уже содержатся в законе «О прокуратуре» и не привели к созданию «монстра» или «опричнины».

В ответ депутаты посоветовали создать дополнительный контролирующий орган, который мог бы вместе с прокуратурой отслеживать правильность принятых СК решений.

«Вопрос о создании еще одного органа при президенте РФ в ходе рассмотрения законопроекта даже не ставился. Так можно будет еще создать орган, который будет контролировать орган, который будет следить за деятельностью Следственного комитета – и так до бесконечности», – пояснил полпред. По его словам, «система матрешек» бессмысленна и «ни к чему не приведет».
«Давайте усиливать и развивать полномочия контроля и анализа в рамках тех структур, которые уже существуют», – призвал Минх.
Однако заявления полпреда не сняли вопросы оппозиции. «Создание независимого Следственного комитета породит дополнительные распри и перетягивание каната в правоохранительной системе, будет способствовать появлению в ней склок по поводу того, кто конкретно виноват в том, что преступления не раскрыты, а преступность в стране растет», – предостерег коммунист Виктор Илюхин. По его словам, в законопроектах нет ни одной статьи о том, что генеральный прокурор или судебные органы надзирают за работой Следственного комитета.

Илюхин отметил, что и сейчас у СКР есть все законодательные полномочия для эффективной работы и создание еще одной самостоятельной структуры не решит ее кадровые и профессиональные проблемы.

Плигин в ответ пообещал доработать законопроект ко второму чтению с учетом замечаний депутатов всех фракций, чтобы уже 29 ноября вынести документ на второе чтение в менее спорном виде.

Зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Александр Москалец, комментируя газете ВЗГЛЯД возможные поправки в законопроект ко второму чтению, заявил, что основной задачей в дальнейшем будет усиление и сохранение надзорных функций прокуратуры. По мнению депутата, в законе следует закрепить самостоятельное право прокурорских работников на возбужедние уголовных дел.

Кроме того, уже после успешного голосования по законопроекту нашла свое разрешение интрига, возникшая накануне вокруг неожиданного предложения, которое сделал Бастрыкин депутату Госдумы Александру Хинштейну. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, глава СК официально призвал Хинштейна стать в ранге заместителя главы комитета куратором работы на Северном Кавказе. В качестве конкретного места работы депутату предложили Махачкалу.
Хинштейн признался газете ВЗГЛЯД, что он не принимал приглашения Бастрыкина, дожидаясь реакции Кремля, и она оказалась отрицательной. Поэтому, как сказал депутат, он еще убедился, что это был пиар-ход Бастрыкина.

Кроме того, Хинштейн успел навести справки о том, в каких условиях ему предстояло бы работать в Махачкале, если бы он даже и согласился. По его словам, оказалось, что здание для отделения СК в столице Дагестана достроят не раньше следующего года, а пока сотрудники сидят в вагончиках. Как заявил газете ВЗГЛЯД Хинштейн, это еще более убедило его в том, что предложение, прозвучавшее из уст Бастрыкина, было априори несерьезно.

Одновременно в Следственном комитете расценили поведение Хинштейна как нежелание занятья конкретным делом. «Другой реакции от Александра Хинштейна в Следственном комитете и не ожидали», – заявил «Интерфаксу» представитель СК Владимир Маркин.

«Должен сказать, что ни один сотрудник при назначении на должность в Следственный комитет, как впрочем, наверное, и в любом другом ведомстве, не ставил условий при которых он готов согласиться выполнять свои должностные обязанности», – сказал он.

«При этом отказ Хинштейна от предложения заняться конкретным делом воспринят в Следственном комитете как еще одно доказательство, что между способностью критиковать и способностью, а главное желанием, работать для него, по всей видимости, – непреодолимая пропасть», – подчеркнул Маркин.
По словам Маркина, «вероятно, кресло депутата и роль советника генерального прокурора на общественных началах гораздо комфортнее и, главное, безопаснее, чем практическая работа по борьбе с преступностью в одном из самых сложных в криминогенном отношении регионов страны».

Впрочем, в Кремле не разделили то негодование, отраженное в заявлении Маркина. Источник в кремлевской администрации отметил, что человек без опыта работы в правоохранительных органах не может быть назначен заместителем руководителя Следственного комитета РФ, а самому Бастрыкину источник напомнил, что тот пока что является исполняющим обязанности главы СК и не может самостоятельно делать подобные предложения.

«Решение о назначениях руководителя и заместителей Следственного комитета принимает президент РФ», – сказал источник в Кремле. «С трудом можно себе представить, чтобы такое предложение поступило лицу, не имеющему опыта работы в следствии», – отметил источник.

«Что касается Бастрыкина, от которого поступило это предложение, то не следует забывать, что пока он сам является исполняющим обязанности главы Следственного комитета», – добавил кремлевский источник.

Ирина Костюкова, "ВЗГЛЯД "