Участковое участие



alttext



17 ноября 1923 года Народным комиссариатом внутренних дел Российской Федерации была утверждена Инструкция участковому надзирателю. Этот нормативный правовой документ положил начало формированию Института участковых в российской милиции. А с 2002 года 17 ноября объявлен День участковых уполномоченных. В связи с этим, гостем программы «Право на защиту» в понедельник, 17 ноября, стал заместитель начальника милиции общественной безопасности ГУВД по городу Москве, начальник службы участковых уполномоченных и подразделения по делам несовершеннолетних, полковник милиции Григорий Краснов.

Ильмира Маликова: В настоящий момент сложилась практика, что участковым уполномоченным милиции поручают выполнение разного рода задач, поэтому они в шутку даже называют себя универсальными солдатами. Это правда?

Григорий Краснов: Да, во многом это правда. Должность участкового действительно очень многофункциональна. Пожалуй, в милиции нет ни одной должности, на которую было бы возложено столько же функций, сколько возлагается на участковых уполномоченных. Но это не потому, что на них решили все свалить, а потому, что по роду своей деятельности участковый обязан выполнять все те функции, которые ему предписаны. И действительно, спектр этих функций очень широк. Начиная от непосредственного участия в раскрытии преступлений, совершенных на обслуживаемой им территории, и заканчивая выполнением профилактических мероприятий, особенно антитеррористических. И, видимо, уйти от этого мы никуда не сможем.

Ильмира Маликова: За прошедшие десятилетия Москва радикально изменилась. Тот участок, который обслуживал участковый уполномоченный в двадцать третьем году, радикально отличается от территории, на которой он работает сегодня. Так какова эта территория, сколько человек находится в его ведении, сколько домов?

Григорий Краснов: Средняя нагрузка по численности обслуживаемого населения на одного участкового уполномоченного в Москве сегодня составляет до трех тысяч человек. Это, сказать попроще, три двадцатидвухэтажных дома. Но людей может быть и больше, если, например, дома меньше и разбросаны на большей территории. Но это число, по нашим расчетам и по практике, вполне приемлемо и позволяет достаточно эффективно осуществлять работу с населением и выполнять свои функции.

Ильмира Маликова: А насколько сейчас служба участковых уполномоченных востребована населением? Я вот по себе знаю, что если что-то случилось, то звонишь не в опорный пункт охраны порядка, не участковому уполномоченному, а все-таки 02 – именно это приходит на ум первым…

Григорий Краснов: У нас сложилась следующая практика. Мы требуем от личного состава и обращаемся к гражданам с просьбой о том, чтобы все сообщения о правонарушениях прежде всего поступали в службу 02. У нас эта служба очень крупная, хорошо оснащенная, в ней хорошо выстроена система реагирования на сообщения, поэтому мы и призываем население звонить по 02. Там окажут помощь, в случае необходимости соединят с тем сотрудником, который необходим в данном случае. Деятельность же участкового уполномоченного осуществляется непосредственно на закрепленном за ним участке, на территории. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы население знало своего участкового, знало, как его найти, и по некоторым вопросам могло обратиться непосредственно к нему. А он уже в рамках своей компетенции также может отреагировать на эти обращения. К сожалению, сейчас наблюдается такая тенденция: когда участковый проходит по квартирам своей территории и звонит в дверь, чтобы представиться, все меньше людей ему открывают. Это связано с некоторыми вполне понятными опасениями: сейчас люди очень боятся мошенников, которые могут представиться кем угодно и совершить противоправные действия. Об этом много говорится в средствах массовой информации, и поэтому население напугано, что естественно. Но мы стараемся идти такими путями, чтобы участкового все-таки знали в лицо. Поэтому он обязан регулярно совершать обход своего участка и знакомиться с населением. Я, например, уверен, что если участковый хоть раз к кому-то придет, то его запомнят и будут знать. Тем более, если он оставит визитную карточку, где есть все его координаты. Мы стремимся к тому, чтобы участкового было легко найти. Но при этом нужно помнить, что рабочий день у него до 23 часов, а после этого на работу заступают другие службы обеспечения общественного порядка. Поэтому в ночное время участкового уполномоченного найти труднее, но днем, как правило, таких проблем не бывает.

Ильмира Маликова: В советское время была такая практика, когда участковые организовывали встречи с населением (как правило, с неким активом – пенсионерами и домохозяйками), на которых рассказывали о криминальной обстановке в районе и о том, какие необходимы меры предосторожности. Сейчас это уже не эффективно?

Григорий Краснов: Такие меры были, есть и, наверное, еще долго будут эффективными, мы должны на них опираться, что, в принципе, мы и делаем. Другой вопрос, что сейчас бабушек на встречу особенно-то и не соберешь, они не сильно хотят на нее идти. Тем не менее, ежеквартально мы проводим отчеты участковых уполномоченных милиции перед населением. Как правило, это происходит либо в помещениях управ районов, либо в помещениях общественных пунктов охраны порядка, либо в других местах, где площадь позволяет собрать население. На этих встречах участковые и их руководители доводят до граждан оперативную обстановку, рассматривают проблемы, которые возникают, отвечают на вопросы. Эта практика как существовала раньше, так существует и теперь. И это одна из важнейших форм взаимодействия с общественностью.Если же говорить о взаимодействии участковых с общественностью как таковой, то надо сказать, что в 90-х годах были утрачены многие общественные институты правоохранительной направленности. Это, если помните, советы профилактики, советы трудовых коллективов, комиссии по борьбе с пьянством и целый ряд других общественных институтов, которые помогали милиции в профилактике правонарушений. Поэтому Москва одной из первых пошла по пути реанимации общественных формирований. И первое формирование, которое было реанимировано, это общественные пункты охраны порядка. В 2002 году в Москве был издан Закон № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка», по которому на возмездной основе были введены должности председателей общественных советов пунктов охраны правопорядка. Сегодня в Москве действует почти 800 общественных пунктов охраны порядка, в которых работают активисты-общественники. Как правило, это люди с активной жизненной позицией, небезразличные, имеющие определенный специфический опыт. Более 50% работников – это бывшие сотрудники милиции, ветераны правоохранительных органов. Они активно работают вместе с участковыми уполномоченными по наведению порядка именно в жилых микрорайонах. Население их знает, они пользуются авторитетом, и мы на них опираемся. Сегодня, пожалуй, это самая эффективная форма работы с общественностью.